EN
 / Главная / Публикации / Сказка. Житие. Прощанье с детством

Сказка. Житие. Прощанье с детством

02.07.2012

Кадр из к/ф «Орда»

В субботу подвёл итоги 34-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз – «Золотой Георгий» – оказался в руках британки Тиндж Кришнан. Она получила его за фильм «Отбросы». А «Серебряный Георгий» за режиссуру – у нашего соотечественника Андрея Прошкина, постановщика масштабной исторической драмы «Орда». За роль в этом фильме награждена также актриса Роза Хайруллина.

По нескольким позициям, включая главную, нынешнее жюри ММКФ сделало странный, почти необъяснимый выбор. Напомним, что в качестве судей работали в Москве режиссёры Эктор Бабенко (Бразилия), Сергей Лобан (Россия), Явор Гырдев (Болгария), Жан-Марк Барр (Франция) и дистрибьютор Адриана Кьеза ди Пальма (Италия). Тем отраднее, что всё-таки не прошли они мимо «Орды» – отнюдь не совершенной, но, безусловно, яркой картины. Снята она практически по заказу Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» и представляет собой вольное экранное житие митрополита Московского Алексия, которого принято считать чудотворцем.

На дворе 1357 год, Русь находится под властью Золотой Орды. Мать хана Джанибека Тайдула теряет зрение, и сын посылает в Москву за тамошним «колдуном» Алексием. Его вера проходит в Орде суровую проверку. Диковатые ордынцы ждут чуда – срочного исцеления ханши Тайдулы, и он старательно читает молитвы, льёт на незрячие глаза святую воду. Но, как выразился на пресс-конференции автор сценария знаменитый кинодраматург Юрий Арабов, «Бог не принимает заказов на чудо». Московского митрополита сгоняют со двора, несколько месяцев он скитается по окрестностям, голодает, видит, как мучают русских пленников, как в жутких, нечеловеческих условиях крещёные люди каменеют душой и утрачивают надежду на помощь Бога.

Алексия сыграл Максим Суханов, а его «пациентку» – актриса Роза Хайруллина, больше известная театралам. Суханова мы привыкли видеть в совсем других ролях, святых и измождённых старцев ему играть до сих пор не доводилось. Тут пришлось примерить длинную седую бороду, священнические одеяния, а в какие-то моменты и дерюжку. Когда смотришь на поджарую Тайдулу с худым, больше напоминающим мужское лицом, трудно поверить, что раскормленный, лоснящийся толстяк Джанибек – её сын. Но Хайруллина отлично передала масштаб другого рода – личностный, а не фактурный. Когда её глаза видят, в них горит огонь, словно именно там тот очаг, который эта мать всего рода призвана хранить.

Кадр из к/ф «Последняя сказка Риты»

В основном конкурсе ММКФ участвовал ещё один «чисто» российский фильм – абсурдистская композиция Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Фильмом в полном смысле этого понятия «Сказку» считать трудно. Сама Рената – удивительная, самобытная личность, и в какой-то момент она решила дать такой выход причудливым фантомам своей фантазии. Если всё-таки попытаться нащупать историю, то можно различить в ней трёх героинь-подруг, чьи жизни пересекаются в странной больнице. Одна там работает врачом, другая медсестрой, а третья, увы, безнадёжная пациентка. Сыграли девушек Татьяна Друбич, сама Литвинова и Ольга Кузина. Поучаствовал в картине в качестве актёра режиссёр Николай Хомерики – и можно сказать, что существует он на экране очень интересно, без театральной экзальтации, свойственной исполнителям-дебютантам. Музыку к картине написала подруга Литвиновой Земфира, а в одном эпизоде-клипе Рената даже поёт песню под фонограмму с Земфириным голосом.

Напомним, что, помимо главного, на Московском кинофестивале ещё несколько конкурсов, и один из них – «Перспективы». В нём чаще всего почему-то встречаются картины из стран СНГ и возникает какой-никакой постсоветский дискурс, которому ведь где ещё и звучать, как не в Москве. В этот раз тема приобрела закавказский окрас. По сценарию известного армянского актёра Микаэла Погосяна выпускница московских Высших курсов сценаристов и режиссёров Наталья Беляускене сняла фильм «Если все…» – очень наивный и по-девичьи сентиментальный, но в нём всё же ценно стремление преодолеть обиды времён Карабахской войны.

Ещё два фильма конкурса «Перспективы» полны ностальгии по колориту старого Тбилиси. Комедия Эдуарда Оганесяна «Ана-Бана» – очень скромное произведение, а вот в случае исповедальной картины Георгия Параджанова «Все ушли» есть о чём говорить. Она затянута и моментами откровенно театральна, но невозможно не проникнуться авторской нежностью и тоской по детству в безумном тбилисском квартале. Георгий – племянник великого Сергея Параджанова, и присутствие в его жизни такого дяди, конечно, во многом определило склад личности. Жизнь как игра на сцене, следование за своими фантазиями, серьёзное отношение к снам, сложнопостановочные отношения с соседями – таков домашний мир мальчика Гари, его бабушки и дедушки. В фильме снялись замечательные грузинские актёры Зураб Кипшидзе и Автандил Махарадзе, которых сейчас нам нечасто приходится видеть. В ходе московской пресс-конференции Махарадзе ответил на вопрос, остался ли хоть в малой доле старый Тбилиси: «Старый Тбилиси уходит так же, как уходит старая Москва… Это уходит наша молодость! В Тбилиси по-прежнему присутствует артистизм – и в городе, и в людях».

Дарья Борисова

 
Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Цветаева