Знай наших! Николай Туроверов – поэт, эмигрант, донской казак
Редакция портала «Русский мир»29.03.2024
Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи в СССР тайно переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны. Участник отряда Чернецова, одного из первых казачьих командиров, поднявших организованное сопротивление на Дону против большевистской власти, пулеметчик артиллерийской команды Донского корпуса, поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 1917 года, он вернулся на Родину через двадцать лет после смерти в 1972 году в Париже. Вернулся своими стихами.
Николай Туроверов покинул Россию на одном из последних пароходов во время великого исхода 1920 года. Потом его строки, посвящённые тем трагическим ноябрьским дням, долго цитировали, зачастую даже не зная автора:
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы все время мимо
В своего стрелял коня.
«Голгофа» белого дела, осмысление новой роли, которую русским изгнанникам суждено было сыграть в страшном двадцатом веке, воспоминания о пережитых днях, разломавших и его собственную жизнь, и судьбы современников – вот основные темы стихов Туроверова. Он мог выразить то, что терзало тысячи его соотечественников, мысли и чувства бывших подданных Российской империи, ставших эмигрантами. Их основным смыслом жизни становились воспоминания.
Что теперь мы можем и что смеем,
Полюбив спокойную страну,
Незаметно, медленно стареем
В европейском ласковом плену.
Впрочем, Туроверов был не только поэтом, но и историком, издателем, и организатором выставок. И сегодня специалисты считают его одним из лучших знатоков казачьей иконографии и русского портрета. Если в Париже открывались выставки «Казаки», «Суворов», «1812 год», «Лермонтов», то не было никаких сомнений – за ними стоял Туроверов. Великий поэт казачества.
Именно Николай Николаевич сделал все, чтобы сохранился музей его родного Лейб-гвардии Атаманского полка, вывезенный казаками в Париж. Он был главным хранителем уникальной библиотеки генерала Дмитрия Ознобишина, он публиковал статьи по истории казачества и русской военной славы. Он правдами и неправдами доставал средства, чтобы выкупать очередную русскую военную реликвию, появившуюся на какой-нибудь парижской барахолке. В научной работе Николай Николаевич всегда был очень тщателен и точен.
Биография Николая Туроверова была очень похожа на судьбы сотен тысяч людей, покинувших Россию после Гражданской войны. Он родился 125 лнет назад - 18 (30-го по новому стилю) марта 1899 года в станице Старочеркасской Области Войска Донского. Мать и отец происходили из старинных казачьих фамилий. Отец, тоже Николай Николаевич, был судебным следователем, о матери мы знаем очень мало. Знаем, что ее звали Анна Николаевна Александрова и что оба они сгинули то ли в лагерях, то ли в ссылке. Туроверов долго не имел о них никаких известий, но память о матери не оставляла его до конца дней.
Он поступил добровольцем в Лейб-гвардии Атаманский полк, потом – ускоренный выпуск Новочеркасского военного училища. Атаманский отряд, отряд полковника Чернецова, Степной поход. В ноябре 1919 г. стал начальником пулеметной команды Атаманского полка. За несколько месяцев до эвакуации награжден Владимиром 4-й степени и получил чин подъесаула. Несколько раз был ранен.
На борт одного из последних пароходов он поднялся вместе с женой, красавицей-казачкой Юлией Александровной Грековой. Они были вместе до 1950 года, когда она ушла из жизни, оставив его и дочь Наталью. Без нее ему предстояло жить еще двадцать два года.
В 1920 году Туроверовы оказались на острове Лемнос, где родилась Наталья. Он грузил мешки с мукой, работал батраком и все же писал стихи. Стихи, которые переписывались, пересказывались, расходились в сотнях списков, потому что молодой казак был поэтом своего поколения и своего времени.
Дальше – Париж, Сорбонна, снова работа по ночам. Пять книг стихов, Иностранный легион. Стихи и беспрерывная работа по сохранению казачьей и военной русской славы.
Пора, мой старый друг, пора,
Мы зажились с тобою оба,
И пожилые юнкера
Стоят навытяжку у гроба.
Он умер 23 сентября 1972 года в парижском госпитале Ларибуазьер. И сегодня мы можем сказать, что его творчеству еще предстоит долгая и успешная жизнь в России.
Но в разлуке с тобой не прощаюсь,
Мой далекий отеческий дом, –
Перед Господом не постесняюсь
Называться Донским казаком.
Популярность Туроверова была необычайна, особенно в военных и казачьих кругах русского зарубежья. В эмиграции он был тем, чем были для своих современников Есенин или Высоцкий – настоящим народным поэтом. Конечно же, основной интерес в своем творчестве Туроверов проявлял к казачеству, но эмиграция была разной – политической, экономической, военной… Однако поэт писал о бедах, чувствах и переживаниях всех эмигрантов, вне зависимости от их принадлежности. Как Высоцкий пел о проблемах советского общества и поднимал вопросы, которые были близки всем, так и Туроверов старался охватить все основные стороны эмигрантской жизни. Все исследователи творчества Туроверова отмечают ту точность и глубину трагедии эмигрантов, которое смог описать поэт. Здесь и тоска по Родине, и горечь утраты близких, но всегда в его стихах чувствовалась надежда. Надежда на возвращение в Россию и лучшую жизнь.