Русская музыка Глинки: Киев проклинает, Берлин исполняет
Сергей Виноградов12.04.2024
Как известно, Михаил Иванович Глинка, как и Пушкин, создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
Между тем выставки к юбилею композитора почти одновременно открылись в Берлине и Риме (и это только начало турне), его произведения продолжают исполнять по всему миру, а в немецкой столице планируют открыть уже четвёртую мемориальную доску, посвящённую Глинке, и водят экскурсии по памятным местам композитора.
«Русский мир» выяснил, как русского композитора воспринимают в современной Европе, кто ходит на выставки его памяти, исполняет его сочинения и собирается у берлинского барельефа на Глинкаштрассе.
Русским патриотом стал в Европе
Нападки Киева на русскую культуру давно перестали быть экзотикой, но здесь случай уникальный. Глинку обвинили в том, что он «нивелирует различия между украинской и российской национальными идентичностями», а также внедряет представление об общей истории и культуре двух народов.
Досталось русскому композитору и за оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»): охранители украинской памяти обиделись за польских интервентов и обвинили Глинку в «монархических убеждениях и русском патриотизме».
В Европе композитора знают не только благодаря его сочинениям, но также путешествиям и общением с иностранными классиками своего поколения. В ряде европейских стран (Италии, Германии, Франции, Польше, Испании) он неоднократно бывал (и даже жил годами), в этих поездках учился у мэтров и вникал в то, как устроено музыкальное дело за рубежом.
И именно там, по заверению специалистов, стал настоящим русским патриотом. В Европе он утвердился во мнении, что не желает соперничать с зарубежными композиторами, а хочет писать музыку с опорой на русские народные традиции. И вошёл в историю как создатель русской национальной оперы.
Именно в этом качестве он предстает на открывшейся в Русском доме в Берлине выставке «Первая русская опера» и информационной экспозиции «Михаил Глинка. Музыкальные путешествия» Российского национального музея музыки.
В экспозицию вошли программки, нотные книги и архивные фотографии, рассказывающие о важном вкладе Михаила Глинки в развитие русской музыкальной культуры и первой русской опере «Жизнь за царя».
На выставке можно увидеть фрагменты видеозаписи оперы «Иван Сусанин» Астраханского государственного театра оперы и балета и эскизы костюмов этой постановки, выполненные Татьяной Кондрычиной. Выставка будет работать до конца июля.
В Русском доме в Берлине рассказали «Русскому миру» о том, что в день открытии и последующие несколько дней выставка была местом паломничества десятков российских соотечественников и немцев, для которых выставка снабжена немецкими комментариями.
Экспозиция пользуется популярностью и сегодня. Приходят группами из дружественных организаций и люди с улицы – увидели на афише и электронном экране информацию о выставке и заглянули узнать о Глинке, в честь которого названа улица поблизости от Русского дома.
К слову, «Жизнь за царя» немцам хорошо известна, периодически оперу ставят в театрах Германии, последняя на сегодняшний день премьера состоялась в 2015 году во Франкфурте. В Русском доме рассказали, что музыка русских композиторов продолжает звучать в немецких концертных залах. В июле в Саксонии готовится очередной фестиваль Дмитрия Шостаковича.
Прогулки по Глинкаштрассе
Здание на Глинкаштрассе построено на месте дома, в котором жил и скончался Михаил Глинка. На стене дома установлена мемориальная доска с текстом на русском и немецком языках. Неподалеку расположен барельеф Глинки с его знаменитой фразой на немецком языке: «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, только аранжируем».
Вопросами сохранения памяти о русском композиторе в Берлине уже почти три десятка лет занимается Общество имени Михаила Глинки, созданное в 1996 году супругами Юрием и Валентиной Фост. Цель объединения – возвращение интереса широкой музыкальной аудитории Берлина к жизни и творчеству Михаила Глинки, первого из русских композиторов получившего общеевропейское признание.
– В день рождения Михаила Глинки первого июня мы договорились о панихиде на Русском православном кладбище в Берлине, – рассказала «Русскому миру» сопредседатель общества Жанна Круглякова.
Участники экскурсий по берлинским местам Глинки, которые проводит общество его имени, посещают адреса композитора и мемориал в честь композитора на русском православном кладбище в Тегеле. Посетителям объясняют, что могилы Михаила Глинки здесь нет, хотя эта ошибочная информация содержится даже в некоторых путеводителях. Композитор, действительно, был похоронен в Берлине, но его сестра сделала всё, чтобы перевести прах в Санкт-Петербург.
По словам Кругляковой, общество планирует установить мемориальную доску на мемориале, объясняющую, что композитор здесь не погребён. Кроме того, обсуждается возможность выпуска информационного листка, рассказывающего о местах Глинки в Берлине, чтобы все желающие могли пройти по адресам композитора.
– Мы стараемся, насколько хватает сил и возможностей, донести до немцев информацию о Глинке и его музыке, – отметила она. – Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наше общество пополнялось молодыми людьми.
Читайте также: «Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову
Глинка в Риме
Михаил Глинка прожил в итальянской столице с 1830 по 1833 годы, а потому неудивительно, что большая выставка в юбилейный для композитора год открылась и в Вечном городе. Экспозицию принял Русский доме в Риме.
– Если бы не его поездки, три года в Италии, несколько лет в Германии, Испании, мы бы никогда не узнали Глинку, которого мы знаем сегодня, – отметил директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. – Он создал ни на что не похожую первую русскую оперу, где главным действующим лицом был народ.
На выставку вошли авторские рукописи, программы концертов, портреты музыкантов из ближайшего окружения мастера и литографии XIX века с видами городов, в которых бывал композитор.Читайте также: Русское зарубежье и образ России: от Гоголя до Революции
– Михаил Глинка и его жизненный и творческий путь – идеальный пример глубокой исторической связи и взаимопроникновения российской и итальянской культур, – отметила директор Русского дома Дария Пушкова.
На католическое Рождество в Русском доме провели концерт, посвящённый Глинке и его музыке. Произведения композитора исполнили в зале на фоне флагов двух стран преподаватели Российской академии музыки Гнесиных совместно с итальянскими музыкантами. Концерт собрал множество поклонников русской музыки.
Педагог и скрипач Алексей Кошванец отметил перед концертом, что Михаил Глинка впитал итальянские и немецкие музыкальные традиции, связав их с русским фольклором. «Это уникальный сплав», – отметил. «Это музыка высокого класса, – продолжил его коллега Дмитрий Хахамов. – Оперы, камерная музыка, симфонические произведения, даже есть два квартета. Отличная музыка, которую все любят и исполняют далеко не только в России».
Год Михаила Глинки в России и мире только разворачивается, самое интересное ещё впереди.Читайте также: «Русофилов в Италии много больше, чем вы думаете»: итальянцы – о России, Западе и попытках отмены русской культуры