EN

Русская музыка Глинки: Киев проклинает, Берлин исполняет

Сергей Виноградов12.04.2024

Михаил Иванович Глинка, 1856 г., фрагмент. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D...Как известно, Михаил Иванович Глинка, как и Пушкин, создал «новый русский язык» только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».

Между тем выставки к юбилею композитора почти одновременно открылись в Берлине и Риме (и это только начало турне), его произведения продолжают исполнять по всему миру, а в немецкой столице планируют открыть уже четвёртую мемориальную доску, посвящённую Глинке, и водят экскурсии по памятным местам композитора.

«Русский мир» выяснил, как русского композитора воспринимают в современной Европе, кто ходит на выставки его памяти, исполняет его сочинения и собирается у берлинского барельефа на Глинкаштрассе.

Барельеф, посвящённый Глинке, на Глинкаштрассе в БерлинеРусским патриотом стал в Европе

Нападки Киева на русскую культуру давно перестали быть экзотикой, но здесь случай уникальный. Глинку обвинили в том, что он «нивелирует различия между украинской и российской национальными идентичностями», а также внедряет представление об общей истории и культуре двух народов.

Досталось русскому композитору и за оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»): охранители украинской памяти обиделись за польских интервентов и обвинили Глинку в «монархических убеждениях и русском патриотизме».

В Европе композитора знают не только благодаря его сочинениям, но также путешествиям и общением с иностранными классиками своего поколения. В ряде европейских стран (Италии, Германии, Франции, Польше, Испании) он неоднократно бывал (и даже жил годами), в этих поездках учился у мэтров и вникал в то, как устроено музыкальное дело за рубежом.

И именно там, по заверению специалистов, стал настоящим русским патриотом. В Европе он утвердился во мнении, что не желает соперничать с зарубежными композиторами, а хочет писать музыку с опорой на русские народные традиции. И вошёл в историю как создатель русской национальной оперы.         

Именно в этом качестве он предстает на открывшейся в Русском доме в Берлине выставке «Первая русская опера» и информационной экспозиции «Михаил Глинка. Музыкальные путешествия» Российского национального музея музыки.

Выставка «Первая русская опера» в Берлине. Фото: Русский дом в Берлине


Выставка «Первая русская опера» в Берлине. Фото: Русский дом в Берлине

В экспозицию вошли программки, нотные книги и архивные фотографии, рассказывающие о важном вкладе Михаила Глинки в развитие русской музыкальной культуры и первой русской опере «Жизнь за царя».

На выставке можно увидеть фрагменты видеозаписи оперы «Иван Сусанин» Астраханского государственного театра оперы и балета и эскизы костюмов этой постановки, выполненные Татьяной Кондрычиной. Выставка будет работать до конца июля.


В Русском доме в Берлине рассказали «Русскому миру» о том, что в день открытии и последующие несколько дней выставка была местом паломничества десятков российских соотечественников и немцев, для которых выставка снабжена немецкими комментариями.

Экспозиция пользуется популярностью и сегодня. Приходят группами из дружественных организаций и люди с улицы – увидели на афише и электронном экране информацию о выставке и заглянули узнать о Глинке, в честь которого названа улица поблизости от Русского дома.

К слову, «Жизнь за царя» немцам хорошо известна, периодически оперу ставят в театрах Германии, последняя на сегодняшний день премьера состоялась в 2015 году во Франкфурте. В Русском доме рассказали, что музыка русских композиторов продолжает звучать в немецких концертных залах. В июле в Саксонии готовится очередной фестиваль Дмитрия Шостаковича.

Прогулки по Глинкаштрассе

Здание на Глинкаштрассе построено на месте дома, в котором жил и скончался Михаил Глинка. На стене дома установлена мемориальная доска с текстом на русском и немецком языках. Неподалеку расположен барельеф Глинки с его знаменитой фразой на немецком языке: «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, только аранжируем».

Мемориальная табличка на доме, в котором жил М. И. Глинка (Берлин)Вопросами сохранения памяти о русском композиторе в Берлине уже почти три десятка лет занимается Общество имени Михаила Глинки, созданное в 1996 году супругами Юрием и Валентиной Фост. Цель объединения – возвращение интереса широкой музыкальной аудитории Берлина к жизни и творчеству Михаила Глинки, первого из русских композиторов получившего общеевропейское признание.

– В день рождения Михаила Глинки первого июня мы договорились о панихиде на Русском православном кладбище в Берлине, – рассказала «Русскому миру» сопредседатель общества Жанна Круглякова.

Участники экскурсий по берлинским местам Глинки, которые проводит общество его имени, посещают адреса композитора и мемориал в честь композитора на русском православном кладбище в Тегеле. Посетителям объясняют, что могилы Михаила Глинки здесь нет, хотя эта ошибочная информация содержится даже в некоторых путеводителях. Композитор, действительно, был похоронен в Берлине, но его сестра сделала всё, чтобы перевести прах в Санкт-Петербург.

Улица Глинки в Берлине

По словам Кругляковой, общество планирует установить мемориальную доску на мемориале, объясняющую, что композитор здесь не погребён. Кроме того, обсуждается возможность выпуска информационного листка, рассказывающего о местах Глинки в Берлине, чтобы все желающие могли пройти по адресам композитора.   

– Мы стараемся, насколько хватает сил и возможностей, донести до немцев информацию о Глинке и его музыке, – отметила она. – Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наше общество пополнялось молодыми людьми.

Читайте также: «Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову

Глинка в Риме

Михаил Глинка прожил в итальянской столице с 1830 по 1833 годы, а потому неудивительно, что большая выставка в юбилейный для композитора год открылась и в Вечном городе. Экспозицию принял Русский доме в Риме.

– Если бы не его поездки, три года в Италии, несколько лет в Германии, Испании, мы бы никогда не узнали Глинку, которого мы знаем сегодня, – отметил директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. – Он создал ни на что не похожую первую русскую оперу, где главным действующим лицом был народ.

Читайте также: Русское зарубежье и образ России: от Гоголя до Революции

На выставку вошли авторские рукописи, программы концертов, портреты музыкантов из ближайшего окружения мастера и литографии XIX века с видами городов, в которых бывал композитор.

М. И. Глинка, 1850 г. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D...– Михаил Глинка и его жизненный и творческий путь – идеальный пример глубокой исторической связи и взаимопроникновения российской и итальянской культур, отметила директор Русского дома Дария Пушкова.

На католическое Рождество в Русском доме провели концерт, посвящённый Глинке и его музыке. Произведения композитора исполнили в зале на фоне флагов двух стран преподаватели Российской академии музыки Гнесиных совместно с итальянскими музыкантами. Концерт собрал множество поклонников русской музыки.

Педагог и скрипач Алексей Кошванец отметил перед концертом, что Михаил Глинка впитал итальянские и немецкие музыкальные традиции, связав их с русским фольклором. «Это уникальный сплав», отметил. «Это музыка высокого класса, – продолжил его коллега Дмитрий Хахамов. – Оперы, камерная музыка, симфонические произведения, даже есть два квартета. Отличная музыка, которую все любят и исполняют далеко не только в России».

Читайте также: «Русофилов в Италии много больше, чем вы думаете»: итальянцы – о России, Западе и попытках отмены русской культуры

Год Михаила Глинки в России и мире только разворачивается, самое интересное ещё впереди.

Также по теме

Новые публикации

26 сирийских школьников благодаря поддержке фонда «Русский мир» стали участниками образовательной смены во Всероссийском детском центре «Орлёнок». Смена проходит в творческом детском лагере «Стремительный» с 28 ноября по 18 декабря 2024 г.
160 лет назад родился Николай Петрович Краснов. Выходец из крестьян, он сумел стать востребованным архитектором для петербургской знати, создателем красивейших дворцов, которые и сегодня украшают Южный берег Крыма. Когда после революции он оказался в Югославии, его талант пришёлся ко двору и там: как говорят, по его проектам построена половина Белграда.
Представленная накануне в Москве «Российская историческая энциклопедия» пришла на замену предшественницы, «Советской исторической энциклопедии». Издание охватывает всю историю человечества, оно состоит из 14 томов, и в каждом больше 1000 статей.
Часто в деловом письме возникают проблемы с употреблением прописных и строчных букв, особенно если речь идёт о составных официальных названиях. Предлагаем повторить основные орфографические принципы для данных случаев.
В Узбекистане прошла третья Неделя русского языка, организованная центром «Златоуст» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом, при поддержке фонда «Русский мир», Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и Московского дома соотечественника.
«Часами просиживаешь в телефоне», «у тебя одни игры на уме», – с некоторых пор эти упрёки не действуют в отношении тех, кто изучает русский язык с помощью настольных игр и мобильных приложений. «Русский мир» поговорил с авторами нескольких полезных игр, помогающих заговорить по-русски.
Мягкий знак выполняет важные функции в орфографии и орфоэпии: его наличие или отсутствие влияют на графический и звуковой состав слова, соотносятся с целым рядом правил русской грамматики. Сегодня рассмотрим случаи, когда мягкий знак будет лишним.
В Москве подвели итоги серии выставок «Вселенная BRICS». Их посетили уже более 200 тыс. жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Каргополя, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Пекина, Рио-де-Жанейро, Кейптауна, Мумбаи.