EN
 / Главная / Публикации / Нужна ли России Национальная портретная галерея?

Нужна ли России Национальная портретная галерея?

16.03.2012

Одним из самых обсуждаемых культурных событий последних дней в России стало открытие в Государственном историческом музее Национальной портретной галереи. Идея создания подобного собрания витала давно, и вот публике представлена масштабная выставка портретов деятелей российской истории из собраний ведущих музеев страны. Впрочем, у этой идеи есть как сторонники, так и противники. И помимо чисто юридических вопросов – по закону музейные коллекции в России неделимы – возникают и другие: а нужна ли вообще подобная галерея?

Формально идея создания Национальной портретной галереи была впервые высказана главой Правительства России Владимиром Путиным во время встречи с министром культуры Александром Авдеевым в начале 2010 года. Сославшись на предложения представителей старой русской эмиграции, глава правительства предложил создать портретную галерею, в которой были бы представлены наиболее выдающиеся деятели России. В конце минувшего года коллегия Министерства культуры Российской Федерации приняла решение о создании межмузейного сетевого проекта, мультимедийного портала и выставки как первого этапа этого крупного проекта. Выставка-презентация, включающая более сотни произведений, принадлежащих самому Историческому музею, Русскому музею и Третьяковской галерее, представляет в лицах – в хронологической последовательности – историю России от первых Романовых до начала XX века.

Выбор музейных собраний, безусловно, не случаен. Фонды Исторического музея знамениты многочисленными портретами, представляющими самые разные сословные группы Российской империи. Русский музей владеет большой коллекцией парадных царских и сановных портретов. Третьяковка собрала целую галерею портретов «властителей дум» второй половины XIX века – философов, писателей, поэтов, историков, учёных пореформенной поры.

Вопрос, однако, имеет гораздо более давнюю историю. Собственную национальную портретную галерею имеет лишь Англия – там она находится в самом центре Лондона, на Трафальгарской площади, в одном здании с Национальной картинной галереей – вход в оба музея, кстати, бесплатный. Её экспонаты отличаются от экспонатов национальной пинакотеки разве что тем, что на подписях к портретам крупным шрифтом значатся имя и фамилия изображённого, а фамилия художника – внизу, петитом.

В России же жанр портрета был долгое время, мягко говоря, не в чести. Православная церковь изображения кого-либо, кроме святых, не поощряла: это в равной мере относилось и к знати, и к простому народу. С чего – или с кого – начинается портретная галерея русской истории? Принято считать, что со знаменитой копенгагенской парсуны, изображающей Ивана Грозного. Правда, совсем недавно специалистами Центра имени Грабаря была отреставрирована икона XVI века, на которой рядом со святыми изображён великий князь всея Руси Василий III. Но по большому счёту традиция запечатлевать на холсте или доске выдающихся деятелей русской истории начинается в России лишь в конце XVII века, и она дала богатые всходы – трудно было найти богатый дом или усадьбу, где не было бы хотя бы небольшой портретной галерея предков.

Своеобразной прародительницей общенациональной портретной галереи стала созданная в 1830-х годах Военная галерея Зимнего дворца.

В 1862 году, через три года после открытия портретной галереи в Лондоне, наша страна обзавелась своим, весьма оригинальным её подобием – знаменитым памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде со 128 персонажами отечественной истории. Причём Александр II принимал самое активное участие в подборе изображённых на монументе персонажей – именно он «вычеркнул» из отлитой в бронзе истории Ивана Грозного. Необходимость создания такой галереи отлично понимал и Павел Михайлович Третьяков, начавший её создание в рамках собственного собрания. Но довести начатое дело до конца он, увы, не успел. В марте 1905 года в Петербурге усилиями великого князя Николая Михайловича и потрясающе талантливого, но умершего вскоре искусствоведа Николая Врангеля (младшего брата последнего белого командующего) открылась большая выставка «Русский портрет». До создания русской портретной галереи оставался буквально шаг, но пришли времена, когда вошло в обычай вычёркивать, вырезать, вымарывать многих выдающихся деятелей из отечественной давней и особенно недавней истории. В той же Третьяковской галерее немало портретов тех, кто был отправлен в заточение, сиречь в запасники – Николай II, Владимир Соловьёв, Иван Забелин...

Первый шаг в обратном направлении был сделан в 1994-м, когда в петербургском Мраморном дворце открылась выставка русских портретов из запасников Русского музея. Характерно, что в народе её называли выставкой запрещённых портретов. Шестнадцать больших залов, каждый со своей темой – царская семья, придворные, военные, духовенство, богема, галерея одного рода (Строгановы) и т.п.

Это был зародыш, ядро Национальной портретной галереи, пользовавшееся у зрителя огромным успехом – выставка проработала значительно дольше, нежели первоначально предполагали её устроители. Одно время предполагалось разместить её в переданном Русскому музею Михайловском замке. Увы, не вышло.

Может быть, получится в Москве? Но прежде чем принимать официальное решение о создании нового музея, говорит директор Исторического музея Алексей Левыкин, надо дать исчерпывающие, чёткие ответы на ряд возникающих вопросов. Нужна ли вообще России такая галерея? Если да, то где, в каком здании она будет располагаться? Кто, как, по какому принципу будет отбирать «персонажей» и экспонаты? «Разумеется, – подчёркивает г-н Левыкин, – в такой галерее не может быть места ни копиям, ни пресловутым “новоделам”». Ответ на первый вопрос, похоже, очевиден – России, с её сформировавшимся за века отношением к отдельной личности, индивидуальности, такая галерея, возможно, нужнее, чем какой-либо другой стране. Но стоит, возможно, прислушаться и к скептикам, которые не без основания спрашивают: не превратится ли такая галерея в галерею «капитанов» отечественной политики и бизнеса?

Нынешняя выставка проработает в ГИМе до Дня России, а осенью в Русском музее должна открыться – в расширенном формате – выставка-продолжение. Может быть, тогда и будут даны ответы хотя бы на некоторые вопросы.

Георгий Осипов

 

Также по теме

Новые публикации

25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
Цветаева