Когда начнёт работать новая система господдержки кино?
Всего в Министерство культуры поступила 1081 заявка на государственную поддержку документального кино, 148 – на дебютные проекты, 128 – авторское кино, 70 – научно-популярные фильмы, 42 – спецпроекты, в числе которых фильмы в 3D-формате, художественная публицистика и фильмы-реконструкции, 20 – на обычные игровые проекты, находящиеся в стадии завершения производства, и 11 заявок касаются полнометражной анимации.
Одна из немногих сфер культуры, не замирающая даже в летний сезон, – это кино. В российской киноиндустрии события сейчас развиваются довольно активно. Наконец-то заработала новая система государственной поддержки кино: Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии стал реальным распределителем выделенных ему средств. Иными словами, бюджетные деньги на кино пошли.
Фонд кино был образован в начале этого года, хотя идея создания такой организации уже давно «ходила» по коридорам власти. В киносообществе упорно распространялись слухи, что продюсер Сергей Сельянов, режиссёр Фёдор Бондарчук, а главным образом, глава Союза кинематографистов Никита Михалков нередко встречались с первыми лицами государства и говорили о том, как важно именно сейчас реформировать систему государственной поддержки кино. Разговоры эти, правда, пришлись не на самое удачное время – в России начался кризис. Но это всё-таки не помешало перейти в итоге на новую финансовую схему.
Было понятно, что существовавший ранее механизм распределения бюджетных средств неидеален и малоэффективен. Деньги выделялись согласно 94 федеральному закону. Иными словами, на каждую заявку Министерство культуры (а до апреля 2008 года – Федеральное агентство по кинематографии) должно было проводить конкурс, в котором побеждал самый дешёвый проект, независимо от его кинематографических достоинств.
Впрочем, и киносообщество, и чиновники как-то смирились с такой системой, и российское кино, по сравнению с провальными девяностыми, достигло прямо-таки неимоверных успехов. Кассовые сборы отечественных фильмов, по данным исследовательской компании Movie research, увеличились с нуля в 1996 году до 5,2 миллиардов рублей в 2008-м.
При этом, как показывают результаты многих опросов, исключительно российское кино смотрят меньше 5 процентов населения, а принципиально российские фильмы не смотрит более 10 процентов наших сограждан.
Но, несмотря на кажущийся прорыв, отечественная киноиндустрия в целом до сих остаётся убыточной. Так, в 2007-2009 гг. кассовые сборы только девяти кинопроектов покрыли издержки на собственное производство (первые в этом неофициальном рейтинге – «Ирония судьбы. Продолжение», «Самый лучший фильм», «Жара», «Любовь-морковь – 2», «Каникулы строгого режима»).
Говорить о существенной прибыли продюсеров и режиссёров тоже пока рано. Доля производителей в прокатных сборах составляет примерно 43 процента от всей «кассы». Остальные деньги остаются у дистрибьюторов.
Новая система государственной поддержки кино должна, в первую очередь, оптимизировать все затраченные на производство фильмов средства. «Распределение средств на российское кино должно стать более эффективным», – не устают повторять чиновники.
Как бы в подтверждение этой мысли весной 2010 г. Счётная палата провела проверку Министерства культуры именно на предмет результативности выделения государственных денег на поддержку кинопроизводства. «Федеральный закон о господдержке кинематографии и федеральный закон об организации госзаказов нарушались фактически при заключении каждого контракта», – строго заключил аудитор Счётной палаты Александр Филипенко. Многие из проверенных проектов не были сняты в определённый договором срок. Да и по самим контрактам – а их за последние два года Министерство заключило порядка тысячи – получатели госсредств обязательств в полном объёме не выполнили: фильмы зрителям не показали, неистраченных денег в казну не вернули. Александр Филипенко рассказал, например, о том, что прокат фильма Андрея Разенкова «Зона милосердия» был перенесён с лета 2009-го на октябрь 2010-го. Съёмки кинокартины «Праздник, который всегда без тебя» затянулись на двадцать два месяца вместо девяти запланированных, а фильм «Кража», на который также были выделены госсредства, не сняли вовсе.
Однако участники кинопроцесса понимали всё это и раньше, без экстренной проверки со стороны ведомства Сергея Степашина.
В марте Фондом кино, попечительский совет которого возглавляет вице-премьер Александр Жуков, были определены восемь компаний – лидеров отечественного кинопроизводства, через которые и пойдёт дальнейшее финансирование крупных проектов. Ими, напомню, стали компании «ТриТЭ» (студия Никиты Михалкова), Art Pictures Studio (компания Фёдора Бондарчука), «Дирекция кино» – «дочка» Первого канала, «Базелевс» (студия Тимура Бекмамбетова), «ПРОФИТ» (продюсерская фирма Игоря Толстунова), СТВ (кинокомпания Сергея Сельянова), «Централ Партнёршип», входящая в крупнейший медиахолдинг «Профмедиа» и «Рекун-синема», руководит которой Валерий Тодоровский. Этим студиям должно быть выделено по 250 миллионов рублей.
В преддверии летнего отпускного сезона стало известно, что свои проекты на финансирование пока предложили только СТВ, ЦПШ и «Базелевс». Остальные, видимо, пребывали в творческих поисках. Впрочем, и торопиться было некуда. Точного срока поступления в Фонд кино денег назвать не мог никто. И дело было даже не в отсутствии средств как таковых, а в чисто юридических механизмах: передаваемые в Фонд кино деньги лишались статуса государственных, а следовательно, облагались всеми необходимыми налогами, и в итоге до самих кинопроизводителей могли дойти суммы, в разы отличающиеся от заявленных.
Проблему налогообложения решить удалось. Поэтому некое кинозатишье было прервано и встречей премьер-министра с режиссёром Никитой Михалковым, и распространившейся на прошлой неделе во всех СМИ «новостью» о том, что через фонд будет выделено ещё 500 миллионов рублей на социально-значимые картины.
Хотя идея финансовой поддержки таких проектов была озвучена ещё весной, когда выяснилось, что у Фонда останутся нераспределённые между восемью студиями-мэйджорами денежные резервы. Тогда же стали известны и планы поддержки успешных продюсерских компаний, но что будет с этим направлением деятельности Фонда кино, пока не ясно. Планировалось, что производителям фильмов, собравших в кинотеатрах более миллиона зрителей, будет выделено 300 миллионов рублей. Но пока об этом направлении своей деятельности фонд предпочитает молчать.
Приём заявок на поддержку социально-значимых фильмов начался в середине июня, и сейчас из более чем 80 претендентов уже сформирован некий «шорт-лист», в который вошли 20 проектов. О некоторых из них было также известно ещё весной. На одной из пресс-конференций глава Фонда кино Сергей Толстиков упомянул, что, скорее всего, в качестве социально-значимых будут поддержаны картины о войне 1812 года, святителе Алексии, генерале Михаиле Скобелеве, первом полёте в космос и Годе учителя. В итоге в числе претендентов на господдержку, действительно, есть фильм «Святитель Алексий» режиссёра Александра Прошкина, который нуждается в поддержке в размере 200 миллионов рублей. В «короткий список» попал и находящийся на стадии подготовки фильм «Гагарин. Первый в космосе» Алексея Учителя. На него нужно 275 миллионов рублей. Историческая драма российско-болгарского производства «Скобелев» с завершившимся сценарным периодом запрашивает объём финансирования в 85 миллионов рублей. Фильмы «Тихая застава» и «Калачи», которые поддерживают ФСБ и ФСО России, нуждаются в 30 и почти 45 миллионах рублей соответственно.
Окончательное решение должен будет принять попечительский совет Фонда кино, который, видимо, соберётся на своё заседание в начале осени, когда многочисленные чиновники, входящие в состав совета, выйдут из своих отпусков, и в стране возобновится политическая и экономическая жизнь.
Мария Токмашева