EN
 / Главная / Публикации / Культурный закон

Культурный закон

13.07.2011

Широкое обсуждение законов о полиции и об образовании дало повод для витка очередной дискуссии относительно закона о культуре. Концепция закона обсуждалась на парламентских слушаниях в апреле 2010 года. Проект был написан и отправлен в регионы, в том числе главам учреждений культуры. Ключевые положения проекта, сообщают его разработчики, прошли обсуждение с деятелями культуры, специалистами Министерства культуры, органов государственной власти субъектов РФ и учреждений культуры, представителями общественности. На днях состоялась общественная презентация законопроекта. Он обсуждался в Общественной палате.

Действующие сейчас Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые принимались в 1992 году, ещё до вступления в силу Конституции РФ, устаревают. В своё время они действительно были документом эпохальным. Но совершенствование отечественного законодательства не могло не отразиться на исключительно культурных порывах Основ. Главным результатом стало практически полное игнорирование магической цифры, прописанной в этом законодательном акте: на культуру должно выделяться не менее двух процентов федерального бюджета и не менее шести – регионального. Появился Бюджетный кодекс, оформилось налоговое законодательство, и по традиции о культуре забыли. Поэтому и разговор о новом законе ведётся уже не первый год – как минимум с начала 2000-х. И вот разговор, кажется, начинает переходить в практическую плоскость. Год назад Комитет Госдумы по культуре провёл парламентские слушания по концепции проекта нового закона. В начале этой недели презентация самого проекта прошла в Общественной палате РФ.

– Этот проект призван отразить новое понимание культуры, соответствующее реалиям XXI века, и изменить отношения к культуре как со стороны государства, так и со стороны граждан, – говорит один из разработчиков законопроекта председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. – Законопроект раскрывает понятия «единого культурного пространства», «культурного разнообразия», «культурной среды», уточняет содержание конституционных прав человека в сфере культуры, в том числе предусматривает механизмы реализации права на участие в культурной жизни и права на художественное образование, закрепляет основные принципы деятельности государства в сфере культуры, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за сохранение и развитие культуры.

Законопроект разрабатывался депутатами совместно с Российским институтом культурологии. Самое главное – в тексте зафиксирован новый понятийный аппарат, куда вошли, кажется, все появившиеся в последнее время в международных правовых актах и рекомендациях ЮНЕСКО сочетания со словом «культура»:«культурное пространство», «культурное разнообразие», «культурное сообщество», «культурные ценности» и «культурное наследие», в том числе нематериальное.

Так, например, понятие культурного сообщества зафиксировано в тексте как «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определённой культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни».

Из этих понятий в свою очередь проистекает раскрытие конституционных прав человека в сфере культуры: права на участие в культурной жизни, на культурную самобытность, художественное образование. Гарантировать реализацию всех этих прав должны органы государственной власти, которые, как прописано в законе: создают новых и поддержание деятельности старых организаций культуры, сохраняют бесплатное использование библиотек и льготное для отдельных категорий граждан – музеев, театров, кинозалов, занимаются поощрением деятельности в сфере культуры (гранты).

«В Российской Федерации устанавливаются государственные минимальные социальные стандарты в сфере культуры – единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных услуг в сфере культуры гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан в сфере культуры, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации», – сказано в законопроекте.

Отдельная глава посвящена творческим работникам и творческим союзам – темам, также давно обсуждаемым в профессиональном сообществе. Причём ещё в общих главах проекта закона говорится о свободе творчества и принципе невмешательства органов власти в творческую деятельность.

При этом государство должно поддерживать все культурные связи, возникающие не только внутри страны, но и за её пределами.

В специальной главе прописываются виды деятельности в сфере культуры. В очередной раз закрепляется принцип, по которому все государственные программы и проекты должны проходить «культурную экспертизу», а главы субъектов и муниципалитетов оцениваться по принципу их заинтересованности в повышении культурного уровня местного населения.

Внимания заслуживает глава о финансово-экономическом регулировании. Согласно законопроекту, кроме собственно бюджетного финансирования, государство должно принимать и другие меры «экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации»: предоставление налоговых льгот, субсидий и грантов; кредитование сферы культуры, установление особенностей ценообразования и предоставления услуг в сфере культуры. «В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление налоговых и иных льгот и преимуществ организациям культуры, предусматривает систему предоставления налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным физическим и юридическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие культуры в Российской Федерации», – сказано в законопроекте. Здесь же говорится о мерах по стимулированию благотворительной деятельности и механизмах частно-государственного партнёрства в сфере культуры.

– Главное, что мы хотим сделать этим проектом, – изменить отношение к культуре и зафиксировать в законодательстве тот факт, что культура – это не только государственные и муниципальные учреждения культуры, это более широкий пласт жизни. Это и частные инициативы, и проекты, и вообще весь образ жизни, которые ведут граждане нашей страны, – отметил председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.

– Закон о культуре нужен для того, чтобы все поняли, что нам нужна культура, поэтому затягивать с его принятием нельзя, – поддержала его член комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.

Михаил Швыдкой считает, что в законопроекте ещё не хватает новеллы, связанной с русским языком и русской культурой. И такая новелла вполне может быть внесена в данный проект. «Понимаю, что это очень деликатная вещь, что Россия – многонациональное государство, понимаю, что сегодня этот вопрос достаточно обострён, но если мы говорим об идентичности нации, то идентичность нации будет основываться всё-таки на русском языке и русской культуре», – цитирует  слова  специального представителя президента по международному и культурному сотрудничеству ИА REGNUM.

«Все замечания, собранные по итогам обсуждения, будут учтены в дальнейшей работе над законопроектом», – заверил Ивлиев. Итоговый текст, по его словам, появится в сентябре. Планируется, что он будет отдан президенту РФ, после чего пройдёт стадию широкого общественного обсуждения и ещё до парламентских выборов будет внесён в Государственную думу.

С текущим текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.

Мария Токмашева

Также по теме

Новые публикации

25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
Цветаева