EN
 / Главная / Публикации / Знай наших! Константин Станиславский – реформатор театра

Знай наших! Константин Станиславский – реформатор театра

Анна Ефремова17.01.2023

«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то Станиславский, подняв тем самым на невероятную высоту уровень требований к театральному искусству, в котором, по его глубокому убеждению, не должно было быть никаких неважных мелочей. Созданный им МХАТ стал новатором в театральном деле. А по «системе Станиславского» обучались практически все звёзды Голливуда.

К. С. Станиславский. Фото: dommeyerholda.ru###https://dommeyerholda.ru/vydayushhiesya-lyudi-o-mejerholde-konstantin-stanislavskij/

Талантливый предприниматель

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это его театральный псевдоним) родился 17 января (по новому стилю) 1863 года в семье крупного московского промышленника, старшины Московского купеческого общества Сергея Владимировича Алексеева. В семье, помимо него, было ещё 8 детей. Мать будущего актёра и создателя театра была дочерью петербургского купца, владельца финских каменоломен и французской актрисы, приехавшей в своё время на гастроли в Петербург.

Влияние бабушки-актрисы проявилось в семье самым непосредственным образом: все дети Алексеевых увлекались театром, а в подмосковном имении Любимовка даже было устроено собственное театральное помещение со сценой. Поскольку дети были на домашнем обучении, времени для постановки домашних спектаклей у них хватало. А Константин Станиславский воспринимал «проклятое ученье» лишь как досадную помеху театральному увлечению. Как он потом описывал в своих мемуарах, на полях школьных тетрадей он увлечённо рисовал планы мизансцен, а в ящиках стола прятал от учителя рисунки декораций. Даже перевод в гимназию не привил юноше любви к учёбе – Станиславский не выносил зубрёжку, поэтому гимназию так и не окончил.

Впрочем, как оказалось, неоконченное образование отнюдь не стало препятствием в его бизнес-успехах на предприятии отца. Константин Станиславский широко известен как театральный реформатор. А между тем его талант управленца и предпринимателя оказался ничуть не меньше актёрского.

В то время отец Станиславского владел фабрикой по производству канители – тонкой золотой проволоки, которая использовалась для вышивки погон и парадной военной формы. Когда на фабрику пришёл Константин, дела на производстве шли не очень, и молодой директор решительно взялся за усовершенствование технологического процесса.

Фото: foto-ram.ru###https://foto-ram.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

При всей своей любви к театру Константин Станиславский ничуть не меньше интересовался современными ему научными открытиями и техническими новинками. Он отправился за границу, чтобы изучить опыт лучших зарубежных металлообрабатывающих предприятий. Там он закупил современное оборудование для производства тончайшей золотой проволоки, основанное на применении технических алмазов. А потом открыл производство подобного оборудования у себя на фабрике. Так, благодаря технической интуиции Станиславского в 1894 году в России появился первый цех алмазного инструмента. В результате толщина золотой нити уменьшилась в 2 – 3 раза, а продукция фабрики Алексеева начала экспортироваться в Индию, Турцию, США, Китай. В 1900 году изделия фабрики даже получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. А через пять лет правление фабрики во главе со Станиславским принимает решение об организации производства новейшей электротехнической проволоки. Сам Константин Станиславский вплоть до Октябрьской революции возглавлял семейное дело. И при этом всё свободное время отдавал своему другому детищу – становлению нового театра в России.

Популярный актёр

Поначалу успешный предприниматель и руководитель фабрики скрывал от родителей, что в свободное время участвует в постановке спектаклей довольно низкого пошиба в «компании неких подозрительных лиц», как он описывал в своих мемуарах. Тогда-то и появился его сценический псевдоним – Станиславский, взятый им у какого-то актёра-любителя, сошедшего со сцены. Но однажды актёр Станиславский с ужасом увидел на спектакле в первом ряду своих отца и мать – его тайна оказалась раскрыта. Отец будущего театрального реформатора поступил мудро: он не стал упрекать сына в том, что тот рискует своей деловой репутацией, а лишь посоветовал ему создать свой собственный приличный театральный кружок и репертуар, чтобы «не играть всякую гадость Бог знает с кем».

Константин Станиславский в роли Отелло, 1896 г. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Stanislavski_as_Othello_1896.jpg

Станиславский вкладывает личные средства в создание Московского общества искусства и литературы. В то время он знакомится с режиссёром Александром Федотовым и участвует в его спектакле по комедии Гоголя «Игроки». Московское общество искусства и литературы арендует здание в центре Москвы, где ставились спектакли современного и классического репертуара. За 10 лет работы на этой любительской сцене Константин Станиславский становится весьма известным и популярным актёром, чьё мастерство публика нередко оценивала выше работ профессионалов императорской сцены.

Ну а в 1897 году в московском ресторане «Славянский базар» происходит историческая для русского и мирового театра встреча театрального режиссёра и педагога Владимира Немировича-Данченко и руководителя популярного любительского театра Константина Станиславского. Встреча продолжалась 18 (!) часов. Станиславский всю жизнь хранил в конверте визитную карточку Немировича-Данченко с предложением о встрече. На конверте была надпись: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».

Новый театр

Немирович-Данченко поделился со Станиславским своей мечтой о создании принципиально нового театра. Для этого он предложил объединить своих учеников с коллективом Станиславского. Два реформатора пришли к согласию, и уже спустя год в здании театра «Эрмитаж» в Каретном ряду состоялась премьера нового театрального коллектива – спектакль по пьесе Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Роль царя досталась ученику Немировича-Данченко Ивану Москвину, ставшему впоследствии знаменитым советским театральным актёром и режиссёром. Публика встретила спектакль восторженно: мизансцены и режиссура были новыми и необычными, актёрская игра отличалась простотой и в то же время глубиной.

К. С. Станиславский, около 1901 г. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Karrik,_Vladimir_Andreevi%C4%8D_-_Portr%C3%A4t_von_Konstantin_S._Stanislavskij_(Zeno_Fotografie).jpg

Одним из главных авторов нового театра стал молодой драматург Антон Чехов. Его «Чайка», провалившаяся на сцене Александрийского театра, в Московском художественном театре была встречена оглушительными аплодисментами. Кстати, самому Станиславскому «Чайка» поначалу показалась скучной и странной, но включившись в работу по просьбе Немировича-Данченко, он увлёкся глубоким замыслом Чехова. Потом были поставлены «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», шедшие с неизменным успехом. А для исполнения роли обитателя ночлежки в пьесе Горького «На дне» Станиславский несколько раз посещал ночлежки Хитрова рынка. Позднее он писал, что видел свою главную задачу в том, чтобы «внести на сцену жизнь, миновав рутину (которая убивает эту жизнь) и сохранив то же время сценические условия».

«Не верю!»

«Система Станиславского» известна во всём мире – большинство ведущих актёров именно по ней обучаются приёмам, позволяющим добиваться максимальной убедительности в своих ролях. В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. Ремесло позволяет начинающему актёру овладеть театральными штампами по изображению тех или иных эмоций. Искусство представления позволяет актёру точно передавать переживания, самому при этом не испытывая их. А вот искусство переживания возникает тогда, когда актёр настолько вживается в свою роль, что сам начинает ощущать подлинные переживания своего героя.

Станиславский невероятно повысил планку актёрского мастерства. Ему не нужны были ходячие марионетки, гротескно изображающие примитивные эмоции. Станиславский требовал от актёров, чтобы их эмоции были подлинными, чтобы они не изображали, а проживали на сцене происходящее. Отсюда его знаменитая фраза, ушедшая в народ: «Не верю!» Главное, чего добивался режиссёр, – чтобы зритель в зале поверил актёру, забыв на пару часов, что всё происходящее на сцене – всего лишь игра. «Каждый момент вашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий», – писал Станиславский.

Знаменитый режиссёр утверждал, что «вдохновение является лишь по праздникам» и поэтому искал инструмент, который помог бы актёру каждый раз играть так, как будто он испытывает невероятный душевный подъём. Для этого он разрабатывал специальные психологические приёмы для глубокого погружения в образ, а также физические упражнения для раскрепощения тела.

Фото: foto-ram.ru###https://foto-ram.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/

Его цитаты, ставшие крылатыми выражениями, тоже вполне чётко отражают главные понятия «системы Станиславского». «Нет маленьких ролей, есть небольшие актёры», «актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным», «любите искусство в себе, а не себя в искусстве», «есть только одна причина неявки актёра на спектакль – смерть».

Требуя от своих актёров полной отдачи на сцене, Станиславский в свою очередь заботился, чтобы они ни в чём не знали нужды. Например, в Крыму, в районе Евпатории, для актёров, вышедших на пенсию, Станиславским был куплен участок земли, где были выстроены общественные здания, гостиницы. Сам режиссёр и его жена, также актриса театра, не получали зарплаты за свою работу, таким образом отдавая свою часть заработка в пользу актёров.

«Они разрешат»

Благодаря помощи знаменитого купца и мецената Саввы Морозова у театра появилось собственное здание в Камергерском переулке.

Читайте также: «Купец не смеет увлекаться». 160 лет со дня рождения Саввы Морозова

Максим Горький писал: «Художественный театр – это так же значительно, как Василий Блаженный и Третьяковская галерея. Не любить его невозможно, не работать для него преступление». Характерно, что и вожди революции высоко ценили детище Станиславского и Немировича-Данченко. Так, Владимир Ленин говорил, что «если и есть театр, который мы должны спасти и сохранить, это, безусловно, Художественный». Актёрам дали продовольственные пайки. Правда, зритель поменялся разительно: билеты бесплатно распространялись среди работников фабрик и заводов, совершенно не представлявшим, как нужно вести себя в театре. И Станиславскому приходилось во время антракта строго объяснять присутствующим, что закусывать, щёлкать семечки и курить во время спектакля нельзя.

К. Станиславский в роли графа Любина («Провинциалка»). Фото: «Музеи России»###http://ftp.museum.ru/alb/image.asp?39527

Кстати, к вопросу, почему Станиславский не уехал из России после революции 1917 года. Начало Первой мировой войны застало его в Европе, где он был на лечении. Тогда у всех русских были заблокированы счета в европейских банках, но у предусмотрительного Станиславского на руках были наличные. И всё равно ему пришлось с большим трудом добираться кружными путями до России. Тогда он писал своему другу и соратнику Владимиру Немировичу-Данченко: «После всего пережитого, гонения, пленения, унижения ни о чём нельзя думать, как только о средствах вырваться из этой дикой Европы».

С новыми властями у Станиславского были своеобразные отношения, доходившие до анекдотов. Так, однажды Сталин спросил его, не мешают ли ему «неучи из политпросвета», которым режиссёр должен был сдавать спектакли перед их выходом. На что Станиславский совершенно искренне ответил: «Иосиф Виссарионович, тише, тише, здесь же кругом ГПУ!» А в другой раз Сталин поинтересовался у режиссёра, почему театр снял с постановки популярный спектакль «Дни Турбиных». Станиславский показал пальцем наверх и прошептал: «Они запретили!» «Они разрешат», – заверил его Сталин, и спектакль по пьесе Булгакова вернулся на сцену.

Константин Станиславский на репетиции оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» (1935 год). Фото: «История России в фотографиях»###https://m.russiainphoto.ru/photos/141144/

В 1926 году Константин Станиславский основал Оперный театр, который сегодня носит его имя. Позднее он основал и оперно-драматическую студию, где сам проводил занятия с актёрами и певцами. А помимо этого ещё и писал по ночам книги по теории театрального искусства. Всего он планировал написать восемь книг, но успел подготовить всего три, да и то последняя оказалась незавершённой. Его первая книга «Моя жизнь в искусстве» была написана во время гастролей в США в 1924 году – по просьбе американских издателей. Позднее его ученики, уехавшие из России, распространили «систему Станиславского» в США, а в свою очередь их ученик – режиссёр Ли Страсберг – открыл свою актёрскую студию, через которую прошли многие знаменитости Голливуда: Мэрилин Монро, Пол Ньюман, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Марлон Брандо.

Московский художественный академический театр при Станиславском стал главным театром СССР – образцово-показательным. Неслучайно именно Константин Станиславский был первым, кто удостоился звания «Народный артист СССР». А когда его не стало, в газете «Правда» вышла проникновенная статья, в которой значение трудов знаменитого театрального деятеля сравнивалось с заслугами великих русских учёных – Ломоносова и Менделеева.

В последние годы своей жизни Константин Станиславский писал о своих успехах так: «Счастье – в познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаёшь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаёшь душу – талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность»

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева