EN
 / Главная / Публикации / Александр Чайковский: «Я бы музыкантам поставил памятник, как врачам»

Александр Чайковский: «Я бы музыкантам поставил памятник, как врачам»

Анна Генова29.01.2022

Московская филармония празднует своё 100-летие чередой блестящих концертов, вопреки непростой ситуации в мире. Художественный руководитель Московской филармонии, знаменитый композитор Александр Чайковский рассказал в интервью «Русскому миру» о праздниках и буднях филармонии.

 Александр Владимирович, 100-летие Московской филармонии – это очень важный и крупный юбилей. К сожалению, он пришёлся не на самое удачное время. Как пандемия скорректировала планы художественного руководителя?

– Для нашей филармонии последние два года – очень сложное и трудное время, как и для многих других культурных организаций. Сначала был локдаун, потом мы проводили концерты в прямом эфире. Они были очень популярны, об этом судим по большому количеству просмотров. Надо сказать, что сначала исполнители с энтузиазмом взялись за эту инициативу, но в итоге играть пустому залу оказалось тяжеловато, это противоестественно природе солистов.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Фото предоставлено Московской филармонией

Потом было 25 %, 50 %, а сейчас 70 % заполняемости зала… Прошлый новогодний концерт Юрия Башмета был и блестящим, и весёлым, но при этом всего 25 % людей в зале. Надо отдать должное нашей публике, принимали музыкантов очень горячо, щедро стараясь компенсировать недостаток слушателей, и это было очень трогательно.

Московская филармония уже два года несёт огромные финансовые потери – ведь даже 50 % зала не восполняют затраты. А что уж говорить о провинции… Особенно в небольших городах, когда зал на 200 – 300 мест, это невозможно с финансовой точки зрения. Поначалу многие не верили в ковид, а сейчас люди стали бояться. С весны прошлого года у многих появился страх выходить. Мы, конечно, это ощутили. В этом сезоне у нас потрясающие абонементы, я бы сказал, лучшие за последнее время. Но, увы, люди боятся строить долгосрочные планы. Нам помогают, и в том числе Министерство культуры, но этого недостаточно, чтобы покрыть все расходы.

 Судя по сегодняшним афишам, не благодаря, а вопреки сейчас проводится настоящий музыкальный марафон с участием лучших музыкантов, которые, несмотря на трудности, слетаются изо всех стран. Два вечера подряд дирижирует художественный руководитель симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный директор Баварской оперы Владимир Юровский, далее греческо-российский дирижёр Димитрис Ботинис, на следующий день Юрий Башмет… В день по три – четыре концерта, включая ночные. Как удаётся поддерживать такую сильную программу, несмотря ни на что?

– Я бы музыкантам поставил памятник, как врачам. У нас не было ни одного случая, чтобы исполнитель отказался из-за того, что боится. Оказалось, что среди музыкантов очень много тех, кто по-настоящему предан своему делу. Многие согласны выступать за гораздо меньшие деньги, а иногда вообще бесплатно, из любви к искусству.

В Россию очень хотят ехать из-за границы, но такие поездки часто срываются либо потому, что не выпускают, либо из-за жёстких карантинных условий. Мы бы тоже с удовольствием поехали туда, но пока это невозможно. Если бы наш «Спутник» признали, то уже весь мир был бы здесь!

– Директор Московской филармонии Алексей Шалашов в одном интервью заметил, что «аудитория в сравнении с золотыми 1960-ми, 1970-ми годами очень помолодела». Согласны с этим утверждением?

– Трудно сказать. Я могу подтвердить, что молодёжи много, но не на всех концертах. Как ни странно, сейчас такая тенденция, что молодёжь с удовольствием идёт на авангардно-современную музыку. В связи с этим у нас есть абонемент «Марафон “Звёзды XXI века”» – там участвуют музыканты до 35 – 40 лет. Несколько лет назад мы открыли абонемент «Мама, я меломан», который как раз рассчитан на молодёжь.

– Чем он отличается от других?

– Во-первых, это поздно – начало концертов в 23 часа. Во-вторых, с публикой успешно общаются молодые ведущие на демократичном языке. Чаще всего мы привлекаем молодых музыкантов для участия в этих концертах.

– Ранее упоминались такие молодые таланты, как Владимир Юровский и Димитрис Ботинис, типичные представители музыкальных династий. Как, на ваш взгляд, тема династий в музыке продолжает оставаться актуальной?

– Безусловно. Традиция плеяд не угасает. Из круга моих знакомых большинство молодых людей связаны с музыкой семейными узами. И это прекрасно!

Александр Чайковский. Фото предоставлено Московской филармонией

– Ещё один серьёзный проект Московской филармонии – Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. Расскажите немного о нём.

– РНМСО – это школа высшего мастерства для оркестровых музыкантов от 22 до 30 лет. Поступить туда непросто, приезжают со всей страны. Но самое тяжёлое происходит во время практики, а именно форсированная подготовка музыкантов высокого уровня – как в балете, с 10 утра и до позднего вечера. База находится во 2-ой филармонии, в нашем филиале на юго-западе («Филармония – 2» – новый концертный комплекс Московской филармонии на юго-западе Москвы – ред.).

Обычно в РНМСО занимаются студенты, ещё не закончившие своё обучение. Идея в том, чтобы человек на старших курсах вуза имел возможность пройти практику в настоящем оркестре. К студентам приходят заниматься опытные наставники из разных оркестров. Там нет главного дирижёра – мы приглашаем разных, чтобы люди получили опыт работы с разным стилем дирижирования, интерпретациями.

Каждые 2-3 года происходят новые отборы, ротация. За это время ребята приобретают репертуар и очень хороший опыт. Участников РНМСО разбирают в профессиональные коллективы с удовольствием.

Кстати, в своё время Юрий Башмет инициировал создание Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Там участвуют дети с 10 лет до 21 года.

Читайте также: Сергей Скрипка: «Онлайн-музыка звучит, как космос, – далеко»

– Александр Гаук, Самосуд, Кондрашин, Светланов, и, наконец, Юрий Симонов – великая плеяда дирижёров Московской филармонии. Если перечислять исполнителей, то на сцене побывали все – от Рихтера до Горовица, Ростроповича, Дитриха Фишер-Дискау. Что нас ждёт в будущем?

– По большому счёту беспокоиться не о чем. В ближайшие лет 50 будет кого слушать! У нас много талантливой молодёжи – потенциал колоссальный, а далее – вопрос удачи, везения каждого из молодых талантов. Бывает, не выдерживают необходимости страшной работы. В первую очередь, должны быть лошадиное здоровье и железные нервы. А дожить до 40 – это очень тяжело, не просто находясь на одном уровне, а его повышая.

– Вы как композитор и преподаватель композиции можете назвать несколько интересных имён молодых композиторов?

– Да, конечно. В их числе Кузьма Бодров, Володя Гарлинский, Коля Мажара и Антон Танонов из Петербурга, Леша Сюмак. Они потенциально могут выйти на первые строчки.

Фото предоставлено Московской филармонией

– Но им непременно нужна поддержка.

– Естественно. Российский союз композиторов с поддержкой Президента России начинает выправлять ситуацию. Проблема композиторов получила, наконец, своё внимание. Сейчас опять начинает выстраиваться система поддержки композиторов – государственных закупок и заказов, которая существовала во времена СССР. Сейчас государство начинает поворачиваться в эту сторону. Без системы, построенной по-новому, невозможно развивать искусство фундаментально.

– Каковы жанровые рамки программы Московской филармонии? Вы ведь не ограничены только академической музыкой?

– У нас открыты абонементы джазовой музыки. Бывают также концерты киномузыки – Таривердиев, отец и сын Дунаевские, Эшпай. Что касается поп- и рок-музыки, это мы не практикуем. Наши залы акустические, они не приспособлены к такого рода музыке.

– По поводу современности. Вы как композитор с огромным опытом, исполняющийся по всему миру, что относите к понятию «современная музыка»?

– Для одного человека она начинается со Скрябина, он не видит разницы между Скрябиным и Штокхаузеном, а для другого Стравинский безнадёжно устарел. Для меня современная музыка – это та, которая написана в течение последних 10 лет. При этом она может быть совсем разная. Брамса, Чайковского и Скрябина в своё время ругали за разное. В итоге их и по сей день играют больше, чем Булеза или Штокхаузена.

– В историческом концерте 29 января будет представлена абсолютно идентичная программа той, которая была представлена ровно 100 лет назад. Она непривычна современному слушателю – сначала прозвучит Симфония № 9 Людвига ван Бетховена, которой обычно хватает на целый концерт, далее два сочинения для хора М. М. Ипполитова-Иванова и С. И. Танеева, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова и в конце – «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина. То есть невероятный по объёму материал. Как вам пришла в голову такая замечательная идея?

– Это была одна из самых первых и самых очевидных наших идей, чтобы оркестр Московской филармонии исполнил свою первую программу. Конечно, тогда и оркестр был совсем другой, только-только созданный, и публика, привыкшая к эклектичным длинным программам.

Программа первого концерта Московской филармонии в 1921 году. Фото предоставлено Московской филармонией

Данная программа концерта абсолютно коррелируется с дореволюционной историей составления программ. Тогда программы были очень большие и разнообразные. После оркестрового сочинения играл соло пианист, потом хор, потом выходила певица и исполняла арию под рояль, потом снова оркестр играет пьесу. В этот раз концерт пройдёт под управлением главного дирижёра оркестра Московской филармонии Юрия Ивановича Симонова. Мы ждём наших слушателей с нетерпением!

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева