EN
 / Главная / Публикации / «Левиафан» едет в Канн

«Левиафан» едет в Канн

24.04.2014

Андрей Звягинцев

В Париже объявлена программа 67-го Каннского кинофестиваля, который открывается 14 мая. В основном конкурсе представлена только что законченная картина Андрея Звягинцева «Левиафан». Состязаться ей придётся с работами мастеров первого ряда: Жан-Люка Годара, Кена Лоуча, Майка Ли, Жан-Пьера Дарденна, Оливье Ассаяса и Дэвида Кроненберга.

Звягинцев после триумфального дебюта его «Возвращения» в Венеции продолжает большой фестивальный поход. В 2007-м «Изгнание» принесло «Пальмовую ветвь» Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль. Впервые этой награды был удостоен российский актёр. В 2011-м фильм Андрея Звягинцева «Елена» участвовал в конкурсе Канна «Особый взгляд» и получил спецприз жюри. И вот теперь «Левиафан» приглашён в основной конкурс. По мнению Андрея Звягинцева, участие фильмов в фестивалях такого ранга, как Каннский, жизненно необходимо. Без этого такого рода картины теряются.

Незадолго до оглашения официальной программы Канна в Москве, в Библиотеке киноискусства им. С. Эйзенштейна, был показан тринадцатиминутный «Фильм о фильме» — о том, как снимался «Левиафан». В тех кадрах, которые мне удалось увидеть, актёр Владимир Вдовиченков сидит в автомобиле. За рулём — Елена Лядова, которую режиссёр чрезвычайно ценит. Вместе они уже работали в «Елене». Оператор Михаил Кричман бредёт по землистого цвета равнине и рассуждает о чуде: «Интересно, пока ты не знаешь». Сам Звягинцев на экране артистично манипулирует стаканом, и тут в нём чувствуется то, что он — актёр и отдал этой профессии несколько лет. Он долго объясняет Роману Мадянову что-то важное.

Над «Левиафаном» работала та же группа, которая создавала «Елену»: сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман, продюсер Александр Роднянский, композитор Филип Гласс. Для одного из показов, куда были приглашены продюсеры, даже использовались титры «Елены». Их просто приклеили — настолько они совпадают.

— «Левиафан» — мой первый опыт, когда по части замысла, ключевых вещей, касающихся конструкции фильма, всё продумано, а 40–50 % деталей не было решено по объективным причинам, — говорит Андрей Звягинцев, не рассказывая содержания картины, полагая этот рассказ предательством замысла. — Около восьмидесяти человек высадились на Крайнем Севере. Мы снимали на Кольском полуострове, в Кировске и посёлке Териберка. Актёров было много. Они замечательные, но впервые я столкнулся с тем, что кто-то мог мне сказать, что не будет здесь вставать или сидеть, отказывался произносить текст. Я просто делюсь с вами своим новым опытом без всякой оценки. Когда у тебя работает очень много актёров, приходится удерживать весь этот большой мир. Народу много, а картина камерная. Всё вращается вокруг трёх-четырёх фигур. Если ты не находишь актёров, то нечего и снимать. У нас они были прекрасны, невероятны. Я покорён Владимиром Вдовиченковым, который чрезвычайно требователен к себе. Алексей Серебряков — просто рыцарь. Он не покидал место съёмок в течение двух с половиной месяцев. Если «Изгнание» мы снимали 103 дня, то «Левиафана» — 64. Меня поразила самоотдача Романа Мадянова.

«Левиафан». Кадр из фильма

То, что поразило режиссёра, совсем не удивило критиков. Актёры устали от того хлама, в котором обречены сниматься из года в год. Немудрено, что они отчаянно ринулись в серьёзную работу, какой могут не увидеть ещё долгое время. Актёров искали год. Но всё как-то не складывалось. Ездили в провинцию, но и там никого не нашли. А потом долго раскладывали пасьянс, пытаясь выстроить ансамбль. Как сказал Андрей Звягинцев, ему важно было в картине братство.

«Иди туда, где твой страх», — это уже Звягинцев говорит о себе. Каждый режиссёр, наверное, близок к этому состоянию.

Натуру искали долго. Нужен был заштатный российский городок. За три месяца пришлось исколесить пол-России в радиусе 600 километров от Москвы. Добрались до Белоруссии, Архангельска. Андрей Звягинцев вспоминает: «Мы садились в автомобиль и ехали. Искали и не находили город. Нам нужна была центральная площадь. Пока искали натуру, менялся замысел. Ездили, пока не выбились из сил. Продолжили поиск в Интернете и чудом набрели на то место, которое резонирует с замыслом. И поехали туда».

 Мы использовали музыку Филипа Гласса, — говорит Звягинцев. — Так случилось, что мы с ним вместе летели из Гётеборга. В этот момент я понял, что всё совпало и в «Левиафане» прозвучит музыка Филипа Гласса. Мы обращались к его агенту, но выяснилось, что ближайшие полгода у Гласса расписаны так, что он не сможет сделать какую-то работу для нас. Но мы всё же подписали с ним договор.

В «Левиафане» используется ненормативная лексика, что удивительно в случае Звягинцева. Но он пришёл к выводу, что невозможно отказаться от языка народа. Никакие нормативы, спущенные сверху, не могут ничего изменить. Нельзя отворачиваться от языка народа. И запретить его нельзя.

Звягинцев вспоминает, как на площади надо было снять эпизод с вороной. Ворона прокаркала так, как это уже было в «Елене». Теперь объясняй, что всё это не преднамеренно.

— Друзья, с которыми я снимаю кино, — это моя семья, — говорит Андрей. — Твои силы уходят, когда нет работы.

На вопрос о том, следует ли ориентироваться на зрителя, он ответил: «Ты и есть зритель. Именно ты делаешь его таким, каким хочешь видеть. Может быть, найдётся тот, кто тебя поймёт. Надо доверять себе».

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева