Тень Станиславского в Баварии
Закончился состоявшийся при поддержке фонда «Русский мир» трёхдневный марафон Театрального фестиваля российских соотечественников в Мюнхене, который один из мюнхенских интеллектуалов, не пропустивший ни одного спектакля, назвал «Страсти по Станиславскому».
Да, фестиваль, который Центр русской культуры в Мюнхене «МИР» устроил в крупнейшем культурном центре Баварии «Гастайге», получился действительно страстным. И не только потому, что в его программе были представлены, пожалуй, все театральные жанры – от абсурдной комедии и фарса до леденящей душу трагедии, но – и это главное – по накалу чувств его устроителей и участников, по той отдаче, с которой играли актёры, и сердечности, с которой принимали их зрители.
В своём вступительном слове на открытии фестиваля, которое происходило в расположенной в художественном центре Мюнхена «Зайдл-вилле», президент центра «МИР» Татьяна Лукина пожелала, чтобы этот фестиваль стал праздником русского театра, частицей которого является каждый из его участников. И надо отметить, что слова вдохновителя этого замечательного события сбылись – фестиваль под названием «Жить – значит действовать» (одна из знаменитых цитат Станиславского) стал не только для участников, но ещё в большей степени для зрителей настоящим праздником.
А разве могло быть иначе, когда представители русской культуры – артисты, режиссёры, музыканты, драматурги и художники – вдали от своей «исторической родины» отмечали 150-летие их великого учителя (пусть уже в третьем и четвёртом поколении) – Константина Сергеевича Станиславского, совершившего более 100 лет назад настоящую революцию в сценическом искусстве и создавшего систему актёрского мастерства, по которой и сегодня учатся во всех театральных школах мира.
И конечно же, все руководители и режиссёры театров, принявших участие в МИРовском фестивале, так или иначе связаны с Константином Сергеевичем и его знаменитым методом «подлинного переживания».
К ним относятся и с блеском выступивший на открытии фестиваля режиссёр, поэт и драматург Александр Мерлин, завоевавший вместе со своими питомцами из созданного им в Мюнхене «Театра песни» симпатию зрителей, и виртуозно аккомпанирующий себе на баяне создатель и руководитель мужского хора «Русских ветеранов в Баварии» Анатолий Фокин.
Инна Соколова-Гордон, художественный руководитель рождённого в Берлине 2006 году театра «Русская сцена», выпускница Московского университета культуры и искусств (курс Ю.Н. Мальковского, одного из последних учеников К.С. Станиславского), представила на фестивале свою последнюю работу – инсценировку «О, мой безумный Господин» по трагедии В. Шекспира «Король Лир». Спектакль выделяется не только высоким вкусом и фантазией режиссёра, но и великолепным актёрским ансамблем, в котором актёры Светлана Лучко и Вадим Граковский исполнили каждый по несколько ролей.
Не менее впечатляющим оказался дуэт молодых, находящихся в самом начале своего творческого пути актёров Евгении Мановой и Сергея Стански-Сорокина, исполнявших главные роли в спектакле штутгартского Театра Михаила Рыбака «Мне так хочется любить», поставленного главным режиссёром и руководителем театра по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная».
Михаил Рыбак, выпускник Киевского театрального института (актёрский и режиссёрский факультеты) создал свой театр в 1999 году и за это время успел зарекомендовать себя как художник, тонко чувствующий зрителя и умело воплощающий на сцене дух времени. Примечательно, что его актёры, как на русском, так и на немецком языке, с одинаковой убедительностью доносят до публики мысль и настроение сценического произведения.
О выпускнице Санкт-Петербургской академии театра, музыки и кинематографии Татьяне Ходоренко, основавшей в 2003 году в городе Гёттингене «Фигурен-театр», можно говорить и писать бесконечно. С первой минуты созданные ею куклы-образы, будь то страдающая от одиночества Баба-яга или изголодавшийся по «заслуженному отдыху» Медведь, не говоря уже о неудачнике-счастливчике Иване-царевиче и его Царевне-лягушке, грациозно танцующей под музыку Чайковского Танец маленьких лебедей, завоёвывают сердца детей и взрослых. Так что своим привезённым на фестиваль Станиславского в Мюнхен кукольным спектаклем «Царевна-лягушка» актриса и директор театра Татьяна Ходоренко достойно подтвердила слова великого мастера, что «играть для детей надо также хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше».
Созданный в 1996 году театр «Кулисы» из Дюссельдорфа, которым руководят председатель Союза театров соотечественников Германии режиссёр Вячеслав Лисин и зав. литературной частью театра поэт Нелли Кунина, порадовал публику своей инсценировкой комедии абсурда Славомира Мрожека «Стриптиз». Отлично отработали артисты Дмитрий Иванов, Вадим Идиатулин и Вячеслав Рогинский, возвратив фестивальную публику, состоявшую на 70% из соотечественников, на три десятилетия назад, когда слово «свобода» звучало ещё так заманчиво и сладко.
Представляя спектакль «Ночной Гаспар. Повешенный, или История одного предательства...» Татьяна Лукина подчеркнула, что фестиваль объединил соотечественников не столько по территориальной, сколько по их духовной близости: «Во времена первой эмиграции, по словам Набокова, соотечественников определяли по их отношению к Пушкину. Мы, сидящие сегодня в этом зале, определяем своих соотечественников по их принадлежности к русской культуре, к русскому театру, к великому Константину Сергеевичу Станиславскому. Предлагаю вниманию публики спектакль, созданный актрисой киевского "Театра на Подоле" Тамарой Плашенко совместно с режиссёром и художественным руководителем "Нового драматического театра на Печерске" (Киев) Александром Крыжановским, по пьесе, рождённой в Узбекистане, учившейся в Ленинграде и проживающей сегодня в Лондоне Лейлы Александер-Гарретт», – сказала Татьяна Лукина.
Это был удивительный спектакль, с потрясающей своим драматическим дарованием и в то же время удивительной естественностью актрисой Тамарой Плашенко, исполняющей три совершенно разные по характеру, возрасту и темпераменту роли. Филигранно, как кружева, плела она свои образы, заставляя зрителей, затаив дыхание, следить за каждым её жестом и движением.
Накануне прилетевшая из Лондона на МИРовский фестиваль Лейла Александер-Гарретт, работавшая с такими режиссёрами, как Андрей Тарковский и Юрий Любимов, назвала протагониста своей пьесы Тамару Плашенко одной из самых выдающихся драматических актрис современности.
Что и говорить, обещанный праздник удался на славу. Низкий поклон его устроителям и участникам. Для Татьяны Лукиной этот фестиваль был незримым мостиком к самому первому фестивалю русского театра в Германии, который она организовала 27 лет назад, в 1986 году на этой же сцене, в этом же театральном зале совершенно нового, только что открывшегося тогда в Мюнхене самого крупного культурного центра ФРГ – «Гастайг». В программе его были «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Бедные люди» Ф. Достоевского, поставленные и сыгранные актёрами из числа русских эмигрантов. Тогда их ещё называли в лучшем случае «бывшими соотечественниками». Слава Богу, что времена изменились, и фестиваль соотечественников поддерживает, наряду с управлением культуры Мюнхена, также российский фонд «Русский мир».
Раиса Коновалова
Источник: «Русское поле»