Предвидевшие 4D
В фонде культуры «Екатерина» проходит выставка «Расширенное кино II», проходящая в рамках 34-го Московского кинофестиваля. Авангардные работы первых кинематографистов иногда выглядят более новаторскими, чем любые эксперименты с 3D.
Традиционно обособленная программа ММКФ «Медиафорум» проходит уже в 13-й раз, но только второй – на выставочной площадке, где ей самое место. Эта выставка включает всё то, что лежит на грани кинематографа и современного искусства: работы режиссёров-экспериментаторов, в которых они отказываются от простой истории ради визуальных финтов, и произведения современных художников, для которых киноязык – всего лишь один из инструментов создания сложных арт-объектов. Многие называют такое «расширенное кино» видеоартом, но организаторы «Медиафорума» протестуют против этого упрощения и год от года делают всё более сложные и изощрённые выставки, окончательно размывающие границы кинематографа и современного искусства.
В этом году упор сделан на творчество старых авангардистов и экспериментаторов: в нескольких залах «Екатерины» разместились работы режиссёров и художников начала XX века. Здесь есть и снятые 85 лет назад кадры Дзиги Вертова, который придумал технику «киноглаза» – отдалённого предшественника современных веб-камер, где нет автора, а есть только объективная реальность. Рядом – работы Сергея Эйзенштейна, предвидевшего даже не ЗD, а 4D-кино. На всю стену проецируют знаменитый фильм Герца Франка «Старше на десять минут», представляющий собой наблюдение за лицом мальчика, сидящего в кинозале. Авангардное крыло представлено «Андалузским псом» Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля, ставшим манифестом сюрреализма в кино.
В пространстве галереи эти старые чёрно-белые короткие фильмы, снятые на плохую плёнку, обретают новую жизнь. Работы, которые, казалось бы, уже давно сделали своё дело, прочно встав у истоков всего кинематографа, теперь оживают в новой роли – как объекты актуального искусства. И надо сказать, что иногда смотрятся даже современнее, чем работы Нам Джун Пайка, художника из 60-х и пионера видеоарта, тоже показанные на «Медиафоруме».
Елена Ищенко
Источник: газета «Труд»