Новое российское кино в Каннах
На 65-м Каннском международном кинофестивале в пятый раз открылся Российский павильон, которому второй год оказывает поддержку Сбербанк России. Верный своей основной задаче – продвигать российское кино на международный рынок, павильон начал работу с презентации десяти новых фильмов, которые в этом году выйдут в прокат или хотя бы получат призы на различных фестивалях.
Если судить по каннской презентации, главной надеждой современного российского кинематографа выглядит Борис Хлебников, у которого выходит сразу две картины. Одна называется «Долгая счастливая жизнь», но не имеет никакого отношения к одноимённой картине Геннадия Шпаликова – разве что к стоящей на финальных титрах композиции «Гражданской обороны» с тем же названием. Представлявший в Каннах «Долгую счастливую жизнь» продюсер Роман Борисевич охарактеризовал её как вольный ремейк классического вестерна Фреда Циннемана 1952 года «Ровно в полдень» (High Noon), заметив, что Борису Хлебникову удалось достичь гораздо большей глубины. По словам второго продюсера картины Александра Кушаева, герой этой социальной истории «должен бороться не за то, чтобы выжить, а за то, чтобы сохранить себя как личность, – и эта борьба становится для него самоубийством». «Долгая счастливая жизнь» составляет трилогию с предыдущими хлебниковскими работами – «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь», которые объединены участием сценариста Александра Родионова, оператора Павла Костомарова и исполнителя главной роли Александра Яценко. По мнению продюсеров, третий фильм – самый сильный в трилогии, а возможно, и лучшая работа Бориса Хлебникова.
Впрочем, ничуть не хуже по показанным в Российском павильоне фрагментам выглядит и совсем другой хлебниковский эксперимент – картина «Пока ночь не разлучит», сценарий которой был написан Александром Родионовым на основе публикации 2005 года в журнале «Большой город», состоявшей из подслушанных журналистом Ольгой Уткиной разговоров посетителей одного московского ресторана. Эта уже готовая драматургическая конструкция, к которой кинематографисты добавили сюжетную линию, связанную с официантами, позволяет включить в фильм огромное количество популярных лиц (от Сергея Шнурова до Авдотьи Смирновой), что вкупе с изначальным остроумием самого материала позволяет надеяться на значительные кассовые успехи фильма, снятого всего за 100 тысяч долларов.
С чувством произносящая в хлебниковском фильме реплику «Мы ели беляши» Авдотья Смирнова фигурировала в презентации Российского павильона и в качестве режиссёра-постановщика комедии «Кококо», которая, по мнению модерировавшего программу кинокритика Андрея Плахова, «в метафорической форме отражает социальную реальность современной России», а попросту говоря, рассказывает о дружбе интеллигентной сотрудницы Кунсткамеры и девушки «из народа». Продюсер «Кококо» Сергей Сельянов напомнил, что фильмов, где две главные героини – женщины, не так много в истории кинематографа, и в случае со смирновской картиной успех был во многом обусловлен точным выбором актрис: интеллигентку играет Анна Михалкова, а простонародную хабалку – Яна Троянова, знакомая любителям артхауса по главной роли в драме «Волчок».
Ну а для любителей совсем экстремального «хождения в народ» авторы прошлогоднего фестивального хита «Я тебя люблю» Павел Костомаров и Александр Расторгуев снова погрузились в среду ростовских гопников, снимающих на выданные им видеокамеры свою запутанную личную жизнь, на этот раз вылившуюся в сиквел с напрашивающимся названием «Я тебя не люблю».
В неожиданно мелодраматическом жанре обещает выступить в этом году создатель «Мёртвых дочерей» Павел Руминов, в чьей новой картине «Я буду рядом» Мария Шалаева невероятно трогательно играет девушку с опухолью мозга, которая заводит дружбу с мальчиком-сиротой. Продюсер фильма Кира Саксаганская пообещала: «Просто обрыдаетесь, это невозможно смотреть спокойно», а также заверила, что Павел Руминов вышел на новый уровень и стал совершенно другим режиссёром.
Всё время совершенно другим режиссёром старается быть и Алексей Учитель, представивший в Российском павильоне фильм «Восьмёрка» – драму о четырёх омоновцах, сценарий которой был написан Александром Миндадзе по прозе Захара Прилепина.
Если «Восьмёрка» обещает быть жёстким и тестостероновым образцом мужского кинематографа, то его лирическую разновидность воплощает фильм «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова, чьи «Упражнения в прекрасном» участвовали в конкурсе прошлого «Кинотавра». Давшую название фильму песню на стихи Евгения Евтушенко из «Иронии судьбы» в шамировской картине поёт Гоша Куценко: вместе с Виктором Шамировым они написали сценарий и сыграли двух братьев в грустной истории о том, что Новый год – это праздник, который приходит ко всем вне зависимости от того, есть ли у человека настроение его отмечать. Гоша Куценко, кроме того, дебютировал и в качестве режиссёра с фильмом «Сын», где герой Константина Юшкевича (лауреата «Кинотавра» за «Упражнения в прекрасном») влюбляется в невесту собственного сына.
Не обошлось в Российском павильоне и без духовного кинематографа – это, прежде всего, «Иуда» Андрея Богатырёва, экранизация повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» по сценарию модного писателя Всеволода Бенигсена – о самом одиозном и неоднозначном из учеников Иисуса, которого с большой самоотдачей играет Алексей Шевченков. Высоко духовным обещает быть и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, который кажется наиболее социально значимым идейному вдохновителю Российского павильона – гендиректору Роскино Екатерине Мцитуридзе. Новый фильм Ивана Вырыпаева сложен из семи историй о любви и смерти, объединённых общими героинями: Ксения Кутепова играет мать героини Каролины Грушки, много рассуждающей о том, что такое счастье, на что мудрая мама доходчиво объясняет: «Жизнь – это страдание, и я хочу, чтобы ты почувствовала это как можно скорее». В общем, если сформулировать основной лейтмотив кинематографа Ивана Вырыпаева как «короткая несчастная жизнь», то он со своим повышенным интересом к экстремальным человеческим переживаниям может послужить логичным противовесом к «Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова, предпочитающего эмоции более обыденные и приземлённые.
Лидия Маслова
Источник: «Коммерсант»