EN
 / Главная / Публикации / Фильм «Жить» взял приз за смелость в кино

Фильм «Жить» взял приз за смелость в кино

25.04.2012

Заявивший о себе ещё на 41-м Роттердамском фестивале, фильм Василия Сигарева «Жить» стал победителем 12-го Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы goEast,  который проходил в западногерманском Висбадене. Обоснование жюри, которое в этом году возглавил румынский режиссёр Кристи Пую таково: «В фильме обнаруживается смелость выразить невыразимое – так, как это возможно только в кино».  «Жить» – это фильм, в котором ставятся общечеловеческие, философские вопросы: для чего существует человек, стоит ли жизнь того, чтобы за неё бороться... Скоро картину смогут посмотреть и российские зрители – премьера состоится в июне в Сочи на фестивале «Кинотавр».

«Жить» – это вторая киноработа театрального драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева, появившаяся после дебютного «Волчка». Фильм снимали под Тулой в небольшом городке Суворов. В основе сценария – детские  переживания режиссёра. Снимались в картине Евгений Сытый, Дмитрий Куличков, Яна Троянова, Алексей Филимонов, Анна Уколова, Ольга Лапшина.   

Название «Жить», что бы ни говорил режиссёр,  мало подходит к  его картине. «Не жить» – куда более соответствует сути происходящего. Хотя, предваряя выход фильма, Василий говорил о том, что, сколько бы жизнь ни заставляла в себе разочаровываться, всё равно главное – жить. Смерть, которая во всей своей ужасной красоте царит на экране, страдания детей сами по себе действуют беспроигрышно. Авторы фильма шли по грани, боясь её переступить, не всегда это удавалось. Однажды Василий Сигарев сам испугался сцены в автобусе, когда перевозили гробы с погибшими девочками, хотя использовались муляжи. Даже представители похоронного бюро дрогнули от  увиденного на съёмочной площадке.

Смотришь «Жить» с не меньшим ужасом,  вжавшись в кресло. Собственно, этого и добивался Василий Сигарев, чтобы зритель почувствовал то же, что и его многострадальные герои. Такой опыт должен, по его замыслу,  заставить всех нас переосмыслить отношение к смерти и чужой жизни. Сигарев снимал о том, что ощущение смерти только-только начинается, когда близкого человека нет рядом. Тут-то и наступает ад. «Жить» задумывался как апокалипсис, ежедневно входящий в жизнь отдельных  людей, и в то же время как хоррор.

Европейские зрители, в отличие от россиян, смеялись, когда герой Алексея Филимонова, забитый в вагоне электрички  до того, что вскоре скончался, в какой-то момент стал целым, хоть и едва живой, в бинтах, появляться в доме, где осталась его жена. Но мы-то знаем, что он мёртв. Супруги лежат в кровати, но только она живая, а он, получается, в некоем промежуточном состоянии, давая зрителю возможность самых разных трактовок. Ужастик, к которому поначалу стремился режиссёр, обернулся жизнью всерьёз.  Мёртвые уходят из нашей жизни, но и остаются в ней. О близких людях не забыть, даже если они давно  в земле сырой. В этом ли  смысл возвращения персонажей Василия Сигарева – однозначно не скажешь. Как поверить в то, что мать погибших в автокатастрофе девочек выкапывает их из могилы. А потом в её горящий дом придут пожарные, найдут в погребе детские трупы. То есть всё по правде. А до прихода чужих людей обезумевшая мать купает дочек в металлическом корыте, не известно каких времён, смазывает  раны зелёнкой, угощает пирогами. Смотрится это как полотна старых мастеров, как семейный портрет, как натюрморт. В любом случае – мёртвая жизнь. Не случайно «Жить» Сигарева окрестили «Жутью».

Светлана Хохрякова

 

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева