Фильм «Жить» взял приз за смелость в кино
Заявивший о себе ещё на 41-м Роттердамском фестивале, фильм Василия Сигарева «Жить» стал победителем 12-го Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы goEast, который проходил в западногерманском Висбадене. Обоснование жюри, которое в этом году возглавил румынский режиссёр Кристи Пую таково: «В фильме обнаруживается смелость выразить невыразимое – так, как это возможно только в кино». «Жить» – это фильм, в котором ставятся общечеловеческие, философские вопросы: для чего существует человек, стоит ли жизнь того, чтобы за неё бороться... Скоро картину смогут посмотреть и российские зрители – премьера состоится в июне в Сочи на фестивале «Кинотавр».
«Жить» – это вторая киноработа театрального драматурга из Екатеринбурга Василия Сигарева, появившаяся после дебютного «Волчка». Фильм снимали под Тулой в небольшом городке Суворов. В основе сценария – детские переживания режиссёра. Снимались в картине Евгений Сытый, Дмитрий Куличков, Яна Троянова, Алексей Филимонов, Анна Уколова, Ольга Лапшина.
Название «Жить», что бы ни говорил режиссёр, мало подходит к его картине. «Не жить» – куда более соответствует сути происходящего. Хотя, предваряя выход фильма, Василий говорил о том, что, сколько бы жизнь ни заставляла в себе разочаровываться, всё равно главное – жить. Смерть, которая во всей своей ужасной красоте царит на экране, страдания детей сами по себе действуют беспроигрышно. Авторы фильма шли по грани, боясь её переступить, не всегда это удавалось. Однажды Василий Сигарев сам испугался сцены в автобусе, когда перевозили гробы с погибшими девочками, хотя использовались муляжи. Даже представители похоронного бюро дрогнули от увиденного на съёмочной площадке.
Смотришь «Жить» с не меньшим ужасом, вжавшись в кресло. Собственно, этого и добивался Василий Сигарев, чтобы зритель почувствовал то же, что и его многострадальные герои. Такой опыт должен, по его замыслу, заставить всех нас переосмыслить отношение к смерти и чужой жизни. Сигарев снимал о том, что ощущение смерти только-только начинается, когда близкого человека нет рядом. Тут-то и наступает ад. «Жить» задумывался как апокалипсис, ежедневно входящий в жизнь отдельных людей, и в то же время как хоррор.
Европейские зрители, в отличие от россиян, смеялись, когда герой Алексея Филимонова, забитый в вагоне электрички до того, что вскоре скончался, в какой-то момент стал целым, хоть и едва живой, в бинтах, появляться в доме, где осталась его жена. Но мы-то знаем, что он мёртв. Супруги лежат в кровати, но только она живая, а он, получается, в некоем промежуточном состоянии, давая зрителю возможность самых разных трактовок. Ужастик, к которому поначалу стремился режиссёр, обернулся жизнью всерьёз. Мёртвые уходят из нашей жизни, но и остаются в ней. О близких людях не забыть, даже если они давно в земле сырой. В этом ли смысл возвращения персонажей Василия Сигарева – однозначно не скажешь. Как поверить в то, что мать погибших в автокатастрофе девочек выкапывает их из могилы. А потом в её горящий дом придут пожарные, найдут в погребе детские трупы. То есть всё по правде. А до прихода чужих людей обезумевшая мать купает дочек в металлическом корыте, не известно каких времён, смазывает раны зелёнкой, угощает пирогами. Смотрится это как полотна старых мастеров, как семейный портрет, как натюрморт. В любом случае – мёртвая жизнь. Не случайно «Жить» Сигарева окрестили «Жутью».
Светлана Хохрякова