EN
 / Главная / Публикации / Забей фашисту: новое кино о легендарном «матче смерти»

Забей фашисту: новое кино о легендарном «матче смерти»

03.05.2012

Новая российская картина, вышедшая в большой прокат, вне зависимости от своих художественных достоинств, несомненно, достойна внимания. Хотя бы потому, что отсылает к ставшим легендарными событиям Великой Отечественной войны – всем известному «матчу смерти», встрече советской и немецкой футбольных команд, состоявшейся в 1942 году в оккупированном Киеве. Кто не слышал этой истории? Сейчас мы знаем, что она изрядно мифологизирована. Игра между немецкой Flakelf и командой «Старт», составленной из игроков киевских «Динамо» и «Локомотива», действительно состоялась, советские футболисты победили со счётом 5:3. Однако нет никаких свидетельств того, что, как гласит легенда, несколько игроков «Старта» были расстреляны немцами из-за проигрыша, как и того, что игрокам вообще угрожали расстрелом, требуя уступить немецкой команде. Тем не менее судьба игроков «Старта» сложилась драматично. Кто-то попал в «Бабий Яр» и был расстрелян, кто-то оказался в рядах немецкой полиции. Правда, все эти истории отношения к матчу с немецкой командой не имеют, и всё же вспомнить о них ещё раз не лишне. Ведь за каждым поворотом этой истории – человеческая судьба.

Фото «ЦентралПартнершип»

В предпраздничные майские дни на наши экраны выходит очередной фильм, отсылающий к событиям военных дней. В основе картины – исторический факт. 9 августа 1942-го советская футбольная команда «Старт» играла с немецкой Flakelf. Дело было в оккупированном Киеве, и, уверяют создатели картины, есть основания предполагать, что матч был договорным: немцы планировали выиграть, а советским футболистам предлагалось проиграть, подорвать в киевлянах дух сопротивления и тем самым продлить свои жизни. Но всё пошло не по плану. Гордые игроки знаменитого киевского «Динамо» (костяк команды составляли именно они) вошли в азарт и победили немцев назло недетским обстоятельствам. Через несколько недель все они были арестованы. Кто-то умер после первых допросов в гестапо, кто-то сгинул в лагерях. Лишь пятерым динамовцам, принявшим участие в «матче смерти», удалось выжить. Все элементы сложившегося в советскую эпоху мифа воспроизведены точно.

Для кино этот драматичный эпизод истории всегда представлял большой интерес, о чём свидетельствуют предыдущие обращения к теме «матча смерти»: в 1962 году вышел советский фильм «Третий тайм» режиссёра Евгения Карелова, а в 1981-м – американская картина «Победа» Джона Хьюстона, где в главной роли снялся сам Сильвестр Сталлоне. Удачами не стали ни первая, ни вторая. Ни, увы, третья.

В любом случае, киевский «матч смерти» – бесценный материал для серьёзной драматургии, для исследования человеческой личности в экстремальных условиях войны. Почему не использовали эту возможность авторы «Матча» – загадка. Четверо сценаристов работали над сценарием в течение 13 лет – добывали свидетельства происходившего в годы войны на Украине. На постановку пригласили опытного режиссёра Андрея Малюкова, на главную роль (вратаря и капитана киевского «Динамо» и команды «Старт» Николая Раневича) – Сергея Безрукова, имеющего актёрский «слух» на другую эпоху. В средствах постановщики «Матча» явно не были стеснены – это видно даже по богатой «картинке». Кстати, именно эта искусственная «картинка» убивает сразу и наповал. В мире Haute Couture творцы так создают коллекции «по мотивам 20-х, 30-х, 40-х». Кинематографисты наши в последнее время демонстрируют тот же тренд. В вышедших недавно фильмах «Пять невест», «Шпион», теперь вот и в «Матче» фигурируют белозубые и ухоженные медийные актёры, ряженые в огламуренные костюмчики 1940-х. Кто-то склонен считать этот путь способом преподнесения истории современному зрителю, чьё сознание уже заточено под другие краски, фактуры, ритмы. Но согласиться с этой позицией трудно – на материале войны такие экзерсисы кажутся не совсем пристойными.

Фото «ЦентралПартнершип»

Но внешняя сторона дела – ещё полбеды. «Матч» не смог стать серьёзной драмой, к чему располагал поданный в легендарной форме исторический материал. Фильм вихляется между мелодрамой и спортивным фильмом и к финалу уже ничего, кроме недоумения, не вызывает. На пресс-конференции создатели с воодушевлением и гордостью рассказывали про шесть камер, которыми наснимали 24 часа «футбольного материала»! Про то, как на спецпоказе прослезились вратарь Нигматуллин и полузащитник Билялетдинов. Сергей Безруков вспоминал, как совершал на съёмках чудеса актёрского энтузиазма: прыгал-бегал, отбивал угловые и штрафные. Наверное, по части футбола в фильме всё выглядит и впрямь убедительно. Но футбола оказалось мало, понадобилось ещё ввести любовную линию. Раневич уводит у товарища жену, а чуть позже та выскакивает замуж за бургомистра-коллаборациониста – и тем самым тоже совершает подвиг, ведь только так можно заставить коварного поклонника вытащить из лагеря Раневича. В сцене рокового матча благородная и несчастная Анна (Елизавета Боярская) сидит рядом с пожилым нелюбимым мужем на трибуне футбольного стадиона подобно своей тёзке Карениной в эпизоде скачек – так же волнуется за любимого на поле и старается скрыть от окружающих своё истинное чувство… Весь набор клише – перед нами.

Кто-то из первых зрителей верно подметил: фильм напоминает спрессованный сериал. Выяснилось, что авторы «Матча» не отступили от принятой ныне практики делать расширенную телеверсию фильма, и этот любовно-героически-спортивный роман ещё развернётся на телеэкранах после кинопроката.

Дарья Борисова

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева