EN
 / Главная / Публикации / «Дирижёр»: пасхальный фильм о вере

«Дирижёр»: пасхальный фильм о вере

26.03.2012

29 марта в прокат выходит новый фильм Павла Лунгина «Дирижёр». Его замысел возник после того, как Лунгин услышал «Страсти по Матфею», написанные монахом-композитором митрополитом Иларионом (Алфеевым). Когда-то он получил музыкальное образование, но смолоду выбрал другой путь, поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь, окончил Московскую духовную семинарию и академию. Спустя двадцать лет он вновь вернулся к музыке. «Страсти по Матфею», как и другие его сочинения, исполнялись не только в России, но и по всему миру. И на следующий день после премьеры «Дирижёра» прозвучали в одном из концертных залов Москвы. Первоначально Павел Лунгин сам снимать картину не собирался, доверил это молодому театральному режиссёру Константину Богомолову, который успел даже провести кастинг. Но пути их разошлись, и Лунгин сам взялся за проект.

«Этот фильм начался с музыки, точнее, с того, что я познакомился с митрополитом Иларионом Алфеевым и он дал мне послушать свою ораторию "Страсти по Матфею", – говорит сам режиссёр… – Музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм… Мы попытались соединить простую бытовую историю с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Ведь как, например, передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться всё время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно».

Получилась небольшая, 86-минутная музыкальная драма, относительно которой не было никаких амбиций. О её фестивальной судьбе мыслей не приходило. Казалось, что для этого картина слишком интимная, в гонке за первенство просто бы затерялась.

«Дирижёра» сразу же решили выпустить в прокат, а на Пасху его покажут по каналу «Россия», что, как считает Лунгин, не помешает фильму жить на большом экране. Если вспомнить историю его «Острова», то именно так и было. Фильм прошёл по кинотеатрам, был показан по телевидению, но по-прежнему собирал фестивальную публику по городам России, ближнего и дальнего зарубежья. Его смотрели в церквях с последующим обсуждением, пропагандировали даже на православных ярмарках, и интерес только подогревался. «Остров» ответил ожиданиям зрителя, которые многие затруднялись даже сформулировать. Сам Павел Лунгин объясняет этот феномен духовной жаждой, которая открылась после того, как общество преодолело какой-то рубеж благосостояния, более или менее разрешило свои проблемы о хлебе насущном. К тому же люди устали от назойливого развлекательного товара, которым их ежеминутно пичкают. При таком раскладе можно рассчитывать на повторение успеха «Острова» и в случае «Дирижёра».

Митрополит Иларион (Алфеев) в свою очередь мечтал о появлении фильма, в котором бы его оратория «Страсти по Матфею» накладывалась на виды храмов и монастырей, на фрески старых мастеров. Лунгин предложил свести её с актёрской партитурой, соединить с простой человеческой историей, что и было сделано. Получилось нечто вроде «Репетиции оркестра». На роль Дирижёра приглашён Владас Багдонас – прекрасный литовский актёр, хорошо знакомый театральной публике по спектаклям Эймунтаса Някрошюса.

Герой Багдоноса отправляется в Иерусалим вместе со своим оркестром, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». В его коллективе кипят свои страсти. Люди пытаются доказать, что чего-то могут, как герой Сергея Колтакова, ощущающий себя одним «на этом кусте жизни». Он всё время врывается в пространство, которое определил себе Дирижёр, нарушает его покой, добиваясь неблагоприятного для себя эффекта. Супружеская пара в тонком и точном исполнении актёров и учеников Петра Фоменко – Инги Оболдиной и Карена Бадалова – существует в ситуации постоянного вранья. Люди лгут друг другу, самим себе, но любви и согласия между ними давно нет. Она собирается посетить в Иерусалиме святыни, как будто верит в Бога, но в её орбиту попадает незнакомая женщина, случайная попутчица мужа в самолёте, и случается непредвиденное. Кто виноват в том, что мысли человека имеют свойства материализоваться? У Дирижёра тоже всё не так, как кажется. У него нет сердца – как выяснится, всем правит разум. Хладнокровие и равнодушие и приведут к потере 26-летнего сына. В Иерусалиме Вячеслав Юрьевич (так зовут руководителя оркестра), быть может, впервые приблизится к пониманию того, кто был его отпрыск, как и чем жил, и кто, наконец, он сам.

События у Лунгина предельно сконцентрированы и могли бы вызвать недоверие, но, благодаря отличному актёрскому ансамблю, удивительным образом погрузившемуся в постоянно звучащую музыку, создают ощущение правды. Интересно, что Владас Багдонас сам дирижировал оркестром, а Инга Оболдина, Карен Бадалов и Сергей Колтаков пели, не будучи вокалистами. Они бесконечно повторяли на репетициях то, что им велел делать режиссёр, погружались в незнакомую профессию, а потом был выбран наиболее удачный дубль. Обычно поющий чужим голосом в кадре драматический актёр выглядит нелепо и натужно, а здесь не возникло никаких вопросов.

Иерусалим стал главным действующим лицом. С его уродством, по словам Лунгина, пришлось побороться. Он ускользал, невозможно было передать его неуловимую ауру, которую каждый приезжающий туда чувствует или нет, но непременно ищет. В итоге всё получилось. Никакой туристической клюквы, всё строго и скупо. Так что все сценарные проблемы, иной раз примитивные и даже претенциозные ходы были прикрыты и этим мощным городом, и музыкой, и актёрской растворённостью в ней.

Светлана Хохрякова

 

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева