Ксения Собчак в роли хозяйки борделя
Когда в 2008 году появился фильм «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга, где главный герой предстал на грани фола, многие были оскорблены не шутейством, а самим фактом воскрешения на экране столь одиозной фигуры. Павел Деревянко исполнил роль некоего Шуры Осечкина, которого отправили в ставку Гитлера, раскачивать его преступную власть. История дикая, запредельная, но постановочная группа как-то совладала с неразвитым у нас жанром трэша.
Выход фильма теперь, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, как можно понять, не случаен. Новый опус Марюса Вайсберга «Ржевский против Наполеона» – повтор отработанного приёма, при этом зрелище куда более скудное и лишённое виртуозности. Это просто собрание весёленьких картинок на потеху не особо продвинутой публики. Низкорослый крепыш Наполеон Бонапарт тут один из ключевых персонажей. Он идёт на Москву, где его поджидает престранная девица, напоминающая ряженого мужчину. Так легендарного поручика Ржевского спецслужбы того давнего времени замаскировали под русскую красавицу. А сладострастному Наполеончику всё равно, за кем волочится: кто подвернётся, тот и сгодится. Поручика выбрали, чтобы не влюбился, поскольку от настоящих девиц можно ждать чего угодно. «Оборотня в погонах» снова сыграл Павел Деревянко. У него уже есть опыт такого рода мистификации в фильме Веры Сторожевой «Люби меня», которого он как будто стесняется. А вот графиней Ржевской вполне доволен.
Герой Деревянко постоянно меняет облик: то он поручик Ржевский, то его графиня-однофамилица. В зависимости от ситуации. Он успевает флиртовать с кавалер-девицей Наташей Ростовой в облике Светланы Ходченковой. Вполне актуально: однополая, пусть и платоническая любовь сменяется традиционной, но, похоже, не менее бестелесной. Наполеон доступа к телу возлюбленной до свадьбы лишён, но мужественно терпит страдания. Чтобы обучиться женским ухваткам и премудростям Ржевского отдают под опеку Льва Николаевича Толстого. Увидев на экране подпоясанного, как русский классик, Михаила Ефремова, только и остаётся, что хохотать. Такое нарочно не придумаешь. Граф Толстой сопроводит Ржевского в дом терпимости, где хозяйничает Ксю-Ксю – разодетая по профилю Ксения Собчак. Подкуют там Ржевского, так что можно и к Наполеону в обольстительницы.
Совсем недавно мы видели Владимира Меньшова в облике Толстого в фильме «О чём ещё говорят мужчины». Там он являлся посетителям сортира в зеркале, наставлял их, чтобы жили праведно. Михаил Ефремов в толстовском прикиде курирует «рублёвскую шмару» – такова репутация у графини Ржевской. Роль сама по себе для Ефремова ерундовая, он выдавал и похлеще, но наблюдать за этой дурью отчего-то всё равно смешно.
Сделан фильм в «старом добром 3D» – это тоже хохма от создателей «хита» и дополнительный аттракцион. Картину снимали на Украине. Бюджет имели вполне приличный в 8,5 миллионов долларов. Некоторые режиссёры умудряются снять за такие деньги масштабные исторические фильмы. Здесь тоже а-ля историческое кино, но скорее – исторический анекдот. Всё богато и красиво, задействованы сокровищницы Украины – Воронцовский и Ливадийский дворцы в Крыму, киевский Дом с химерами – теперь резиденция президента Украины. Москву 1812 года снимали в Киево-Печерской лавре. Привезли в Киев Жан-Клода Ван Дамма, который с недавних пор полюбил Украину, приезжал туда на кинофестиваль «Молодость» и по другим поводам. Сразу и не разберёшь – он ли это, может, просто мистификация. Нет, действительно Ван Дамм. Так что применение бюджету нашли. Наполеон носит эполеты из золотых цепей, никакой бутафории. Привлечена массовка из 500 человек, и она тоже одета-обута основательно. Работала целая армия сценаристов – аж 6 человек – и 5 продюсеров, включая исполнителя роли Наполеона Владимира Зеленского. Нечто похожее наблюдалось и на предыдущем проекте части этой команды – «Служебный роман. Наше время».
Марюс Вайсберг делал своего рода артхаус для широкой публики, изрядно «потоптался» на культовых фильмах, включая «Гусарскую балладу». Народ в кинозалах стонет от смеха. Но даже до разруганного «Гитлера, капут!» «Ржевскому» далеко. Это тот случай, когда помелькали-помелькали, да и были в одночасье забыты. Марюс Вайсберг смело сравнивает себя с Леонидом Гайдаем. Главного нашего комедиографа когда-то ругали за узость тем. В новейшие времена, по мнению автора «Ржевского», «Гитлер, капут!» народу нравится, но сказать об этом культурному человеку якобы стыдно.
Светлана Хохрякова