EN
 / Главная / Публикации / Русская жуть в Роттердаме

Русская жуть в Роттердаме

13.02.2012

Совсем недавно завершился 41-й Роттердамский фестиваль, ориентированный на экспериментальное и независимое кино, а также дебютные и вторые фильмы начинающих режиссёров. Вне конкурса на нём показали «Сердца бумеранг» Николая Хомерики,  «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Охотника» Бакура Бакурадзе и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. В рамках кинорынка копродукции, где представлялось 38 проектов из разных  стран, участвовали «Пропавшие комнаты» Алексея Попогребского.  Фильм был снят в формате 3D международной командой на английском языке.  Он вошёл в престижную категорию «Роттердам – Берлин (экспресс)» и теперь участвует в Берлинском кинорынке, который проходит в рамках 62-го Берлинале. 

В конкурсную же программу Роттердамского фестиваля входило 15 картин из Бразилии, Сербии, Исландии, Японии, Чили, Турции, Мьянмы. Россию представлял фильм  «Жить» Василия Сигарева (мировая премьера). Это вторая киноработа  театрального драматурга из Екатеринбурга после дебютного «Волчка». «Жить» снимали под Тулой в небольшом городке Суворов. В основе сценария – детские  переживания режиссёра. Снимались в фильме Евгений Сытый, Дмитрий Куличков, Яна Троянова, Алексей Филимонов, Анна Уколова, Ольга Лапшина.   

Название «Жить», что бы ни говорил режиссёр,  мало подходит к  его картине. «Не жить» – куда более соответствует сути происходящего. Хотя, предваряя выход фильма, Василий говорил о том, что, сколько бы жизнь ни заставляла в себе разочаровываться, всё равно главное – жить. Смерть, которая во всей своей ужасной красоте царит на экране, страдания детей сами по себе действуют беспроигрышно. Авторы фильма шли по грани, боясь её переступить, не всегда это удавалось. Однажды Василий Сигарев сам испугался сцены в автобусе, когда перевозили гробы с погибшими девочками, хотя использовались муляжи. Даже представители похоронного бюро дрогнули от  увиденного на съёмочной площадке.

Кадр из фильма «Жить» В. Сигарева

Смотришь «Жить» с не меньшим ужасом,  вжавшись в кресло. Собственно, этого и добивался Василий Сигарев, чтобы зритель почувствовал то же, что и его многострадальные герои. Такой опыт должен, по его замыслу,  заставить всех нас переосмыслить отношение к смерти и чужой жизни. Сигарев снимал о том, что ощущение смерти только-только начинается, когда близкого человека нет рядом. Тут-то и наступает ад. «Жить» задумывался как апокалипсис, ежедневно входящий в жизнь отдельных  людей, и в то же время как хоррор.

Европейские зрители, в отличие от россиян, смеялись, когда герой Алексея Филимонова, забитый в вагоне электрички  до того, что вскоре скончался, в какой-то момент стал целым, хоть и едва живой, в бинтах, появляться в доме, где осталась его жена. Но мы-то знаем, что он мёртв. Супруги лежат в кровати, но только она живая, а он, получается, в некоем промежуточном состоянии, давая зрителю возможность самых разных трактовок. Ужастик, к которому поначалу стремился режиссёр, обернулся жизнью всерьёз.  Мёртвые уходят из нашей жизни, но и остаются в ней. О близких людях не забыть, даже если они давно  в земле сырой. В этом ли  смысл возвращения персонажей Василия Сигарева – однозначно не скажешь. Как поверить в то, что мать погибших в автокатастрофе девочек выкапывает их из могилы. А потом в её горящий дом придут пожарные, найдут в погребе детские трупы. То есть всё по правде. А до прихода чужих людей обезумевшая мать купает дочек в металлическом корыте, не известно каких времён, смазывает  раны зелёнкой, угощает пирогами. Смотрится это как полотна старых мастеров, как семейный портрет, как натюрморт. В любом случае – мёртвая жизнь. Не случайно «Жить» Сигарева окрестили «Жутью».

Ну а в целом начало года стало весьма успешным для молодого авторского кино из России. В январе проходил V Международный фестиваль авторского короткометражного кино в сербской этнодеревне Кустендорф, основанной организатором этого смотра – кинорежиссёром  Эмиром Кустурицей. В конкурсе участвовали сразу  три картины из России: «Марина» ученицы Сергея Соловьёва Сони Карпуниной, «Капусторуб» Вадима Винера из петербургского Университета кино и телевидения и «Загород» ВГИКовцев Яны Скопиной и Евгения Костькина. Правда, жюри во главе с  иранской актрисой Лейлой Хатами оставило их без внимания, отметив фильмы из Польши, Сербии и Испании, но дорого участие.

Вслед за Кустендорфом в американском Парк-Сити стартовал фестиваль независимого кино «Сандэнс», организованный  в 1981 году командой актёра Роберта Рэдфорда. В состав его жюри вошёл россиянин Алексей Попогребский, а в одну из программ – «Фокус» – был включён  фильм Андрея Звягинцева «Елена», сценарий которого в 2010 году отмечен там как лучший европейский проект.

В программу «Панорама»  62-го Берлинского кинофестиваля, который завершится 19 февраля, включена ещё одна российская лента – «Конвой» Алексея Мизгирева, за плечами которого фильмы «Кремень» и «Бубен, барабан». Продюсер нового проекта – Павел Лунгин. Это история офицера и дезертира, которого конвоируют через Москву в часть. Как говорит сам режиссёр, сделал он чисто мужскую историю. В фильме снимались Олег Васильков, Дмитрий Куличков, Азамат Нигманов. В программу «Форум» вошла картина «Завтра» Андрея Грязева, бывшего фигуриста, который успел снять сильные документальные ленты «Саня и Воробей» и «День шахтёра». Новая его работа рассказывает о скандальной группе «Война». В основном конкурсе Берлинале принимает участие фильм американского режиссёра Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», спродюсировал который российский продюсер и руководитель «Кинотавра» Александр Роднянский. Так что начало  года оказалось очень даже хорошим для нашего кино в целом.

Светлана Хохрякова

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева