EN
 / Главная / Публикации / Искусство или пропаганда? В Москве открылась выставка, посвящённая Наполеону и Александру I

Искусство или пропаганда? В Москве открылась выставка, посвящённая Наполеону и Александру I

14.02.2012

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 15 февраля по 15 марта пройдёт выставка «Два императора», посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция является одной из первых в нашей стране в ряду юбилейных исторических событий 2012 года, объявленного Годом российской истории. Для этой «увертюры» взят необычный ракурс: отношения двух императоров – Александра I и Наполеона I. Тематически выставка выдержана по историческим периодам и представлена экспонатами из крупного личного собрания коллекционера Александра Вихрова, которое он формирует уже более 30 лет, и дополнена рядом вещей из фондов музея ВМДПиНИ и других собраний.

И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…».

Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира. Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, Битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа; причём каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.

Зритель увидит мозаику из многочисленных предметов и произведений искусства французского, итальянского, германского и российского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII века до наших дней. Живопись и графика, медали и монеты, статуэтки из слоновой кости, бронзы, бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов жизни императоров, табакерки, портсигары, декорированные портретами в миниатюре, изделия из фарфора и стекла, редкие фолианты, наконец, вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.

Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», – и довольно сдержанные русские эскапады, просто подтверждающие венценосность нашего императора.

Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чём свидетельствуют работы российских мастеров и художников.

Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в её истории на протяжении ста лет, и именно из пушек союзников, в том числе из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях, как русских, так и западноевропейских.

Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем – переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.

Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки – самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон – император французский», 1806). А сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки – уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей.

Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почётного легиона не русскому гренадёру, как было в действительности, а бурому медведю), и тем, что можно назвать «карикатуры в фарфоре».

Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир – франко-русское порождение – проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства. Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой – как свидетельство коварства французов – репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А. Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX века, – ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».

Триумфальное вхождение под командованием Александра I союзных войск в Париж тоже находит своё отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, которых вдохновила слава русских воинов. Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь значительным фигурам мировой истории – Наполеону I и Александру I.

Источник: ВМДПиНИ

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева