Мама Люба из Одессы-мамы
Александр Гордон един во многих лицах: большинству он известен как радио- и телеведущий, кто-то бывал на поставленных им спектаклях. В 2002-м он снял первый фильм «Пастух своих коров», основанный на произведениях отца, писателя Гарри Гордона. Было бы преувеличением сказать, что дебют Гордона в кинорежиссуре был удачным, но он не оставил попыток. «Огни притона» сняты также по повести отца-одессита. В картине играют настоящие звёзды – Оксана Фандера, Богдан Ступка. Показала актёрский класс замечательная Ада Роговцева, которую мы теперь нечасто видим на экране. В одной из ролей – ведущий актёр московского театра «Около дома Станиславского» Алексей Левинский, у него совсем, казалось бы, неактёрская внешность – и именно это выделяет его в ансамбле. Актёры много способствуют тому, чтобы фильм не «просел». Вторая «выручалочка» – одесский колорит. Им пропитан, конечно, не весь фильм, но хотя бы текст, речь персонажей. Некоторые эпизоды вообще вставлены в фильм ради того, чтобы прозвучало высказывание, вроде такого: «Фира, погляди: разве это курица?! Это Майя Плисецкая!» Ну как откажешься от столь вкусных реплик? И они, конечно, вызывают смех и аплодисменты, но, по сути, остаются репризами в концерте.
Говорят, что при виде Оксаны Фандеры Гарри Гордон был обескуражен: «Разве это мама Люба?! Она должна быть с серьёзным задом и грудью». Героиня Фандеры – одесская проститутка образца 1958 года. Она уже практически завязала с практикой, но держит на дому мини-бордель из двух молодых коллег. Бизнес ведёт честно, девушек не обижает, как её саму когда-то обижали бандерши. Конечно, длинноногая, стройная и вылощенная Фандера плохо тянет на одесскую путану середины прошлого века. Это, скорее, некий миф о соблазнительной жрице любви. Её обряжают в умопомрачительные наряды а-ля 50-е. Вообще, художники по костюмам тут дали волю полёту своей дизайнерской мысли, мало ограничивая её рамками исторической правды. В их части фильм переливается ярчайшими красками и являет собой этакое ревю, не то осеннюю, не то зимнюю коллекцию по мотивам эпохи. Где брала все эти умопомрачительные тряпки мама Люба? Видимо, на Привозе…
Удивительно то, что Оксане Фандере всё-таки удаётся преодолеть и общую искусственность, и, что самое удивительное, собственную фактуру. И дело не только в подлинном обаянии актрисы, но и в созревшем мастерстве. Прекрасно освоила она одесскую речь, сделала всё, чтобы хотя бы свою партию провести на драматической ноте. Её мама Люба, прежде всего, очень добрый человек, лишённый снобизма. Кого только не было среди её многочисленных поклонников, но дороже всех мужчин ей полусумасшедший (или блаженный?) поэт-прорицатель Адам (его и сыграл Алексей Левинский). Каждый день он поджидает, когда она придёт купаться в безлюдное место у скал, делится с ней своими невообразимыми идеями и неизменно находит в ней внимательного, чуткого собеседника. Когда с ним случается беда, именно мама Люба бросается его выручать из стен городской психушки. Жизнь научила её видеть не регалии, а душу человека.
С возрастом Люба всё чаще наведывается домой, в приморский колхоз, где доживает её мать (Ада Роговцева). Но там сталкивается с презрением и унижением. Ничем не заткнёшь рот деревенским сплетникам. Городская жизнь надоела, дело тоже приелось, тут бы и перебраться на родную землю – благо, накоплены деньги на новый дом, хозяйство. Но тут ей жизни не будет – выгонят, как шелудивую собаку. Мама Люба возвращается в свою одесскую малину, ложится в постель и умирает – без всяких мучений и корч, просто уходит с этого света.
Надо сказать, что хоть сколько-нибудь оправдать этот величественный в своей простоте финал удаётся опять же только силами актрисы. Потому что за одесскими прибаутками можно и не заметить, с чего, собственно, пошёл надлом в душевном состоянии мамы Любы. Сценарий рыхлый, и, будь на месте Фандеры другая актриса, всё бы рухнуло. Историю о проститутке с доброй душой легко превратить в пошлый анекдот и трудно – в пронзительный гимн человеческой личности. Фильм всех времён и народов в этом смысле, конечно, «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. Может, и «Огни притона» засияли бы ярче в руках более опытных сценариста и постановщика – тема-то вечная, а Одесса – неисчерпаемый источник вдохновения.
Но, несмотря ни на что, фильм Гордона – кино живое, искреннее. А работа Оксаны Фандеры продемонстрировала недюжинный потенциал актрисы. Жюри «Кинотавра» 2011 года отметило её роль специальным дипломом.
Дарья Борисова