EN
 / Главная / Публикации / Нью-йоркская «Анна Болейн» в Москве

Нью-йоркская «Анна Болейн» в Москве

24.10.2011

Анна Нетребко, опера «Анна Болейн»

На прямую трансляцию «Анны Болейн», поставленной в Нью-Йорке в прославленной Метрополитен-опера, я попасть не смог, о чём очень  сожалел, поскольку ставят эту оперу Доницетти крайне редко, да и записей почти не существует. Однако, как справедливо заметила в своё время знакомая журналистка, авторского права в русском Интернете не существует, не было и, видимо, не будет. Как законопослушного и к тому же пишущего человека меня это, конечно, не радует, но как пользователя… В общем, всего через несколько дней я смог скачать и посмотреть эту же запись в отличном качестве.

Разумеется, ощущение от просмотра оперы на компьютере и на большом экране – вещи совершенно разные. Однако даже в таком формате запись смотрелась с огромным удовольствием. Транслировать свои спектакли на киноэкраны всего мира в Метрополитен начали пять лет назад. И вот в октябре прямые трансляции стали проходить и в московских кинотеатрах. Те, кто смог прийти на официальный показ, оставляли исключительно восторженные отзывы. По словам одной знакомой, во время сеанса она то и дело забывала, что находится не в театре, и всё время порывалась аплодировать после наиболее эффектных арий.

Описывать оперные постановки словами – дело почти безнадёжное, но всё-таки попробую. Прежде всего, постановка Дэвида МакВикара по нынешним временам оказалась просто революционной. Сюжет шестнадцатого века поставлен в костюмах и декорациях шестнадцатого века. Королевские апартаменты выглядят как королевские апартаменты, а не как казарма или деревенский сарай. Певцы не ходят на ходулях, не висят вниз головой на трапециях, а поют именно в тех позах, в каких им удобнее всего петь, и зрителям ничего не мешает наслаждаться их вокалом.  К сожалению, для современной оперной режиссуры это становится большой редкостью.

Особенность нынешней постановки ещё и в том, что сразу три ведущие партии достались российским певцам: сопрано Анне Нетребко, спевшей заглавную партию, меццо Екатерине Губановой (Джейн Сеймур) и басу Ильдару Абдразакову (король Генрих VIII).  Обычно, по понятным причинам, это происходит, когда на сцене идут русские оперы – певцов, знающих этот репертуар и к тому же способных петь его в оригинале, на Западе немного. Поэтому когда в той же Метрополитен-опера ставили «Бориса Годунова», все ведущие партии, кроме заглавных, пели российские певцы, а за дирижёрским пультом стоял Валерий Гергиев. Однако в постановках западной классики подобное «русское засилье» случается крайне редко.

Некоторые американские зрители, видевшие спектакль вживую, жаловались, что Абдразакова было плохо слышно в зале. Очень может быть – голос у певца действительно не огромный, в отличие от зала и сцены прославленного театра. Однако на записи, благодаря микрофонам, голоса всех певцов звучали прекрасно.

Разумеется, странно писать об опере в духе известного анекдота «браво, няня!!!». Но с другой стороны – почему бы лишний раз не порадоваться за успех отечественной вокальной школы. Тем более что в этом сезоне на сцене Метрополитен предстоит выступить и другим российским певцам: Марина Поплавская будет петь Маргариту в «Фаусте», Дмитрий Хворостовский – короля Карла в «Эрнани» и Жермона в «Травиате», а Анна Нетребко – заглавную партию в «Манон» Масне.

Прямые трансляции из Метрополитен-опера будут идти в нескольких московских кинотеатрах до апреля следующего года. Помимо перечисленных опер, российским зрителям предстоит увидеть моцартовского «Дон Жуана». К сожалению, по неизвестным причинам в Москве не планируется показ  ещё трёх постановок – «Рондолины» Генделя, барочной композиции «Заколдованный остров», в которой собирается выступить легендарный Пласидо Доминго, и современной оперы «Сатиаграха» о жизни Махатмы Ганди. Однако если эти спектакли окажутся столь же интересными, русские ценители оперы их, несомненно, увидят. Поскольку, как уже было сказано, авторского права в русском Интернете нет.

Иван Новгородцев

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева