Нью-йоркская «Анна Болейн» в Москве
На прямую трансляцию «Анны Болейн», поставленной в Нью-Йорке в прославленной Метрополитен-опера, я попасть не смог, о чём очень сожалел, поскольку ставят эту оперу Доницетти крайне редко, да и записей почти не существует. Однако, как справедливо заметила в своё время знакомая журналистка, авторского права в русском Интернете не существует, не было и, видимо, не будет. Как законопослушного и к тому же пишущего человека меня это, конечно, не радует, но как пользователя… В общем, всего через несколько дней я смог скачать и посмотреть эту же запись в отличном качестве.
Разумеется, ощущение от просмотра оперы на компьютере и на большом экране – вещи совершенно разные. Однако даже в таком формате запись смотрелась с огромным удовольствием. Транслировать свои спектакли на киноэкраны всего мира в Метрополитен начали пять лет назад. И вот в октябре прямые трансляции стали проходить и в московских кинотеатрах. Те, кто смог прийти на официальный показ, оставляли исключительно восторженные отзывы. По словам одной знакомой, во время сеанса она то и дело забывала, что находится не в театре, и всё время порывалась аплодировать после наиболее эффектных арий.
Описывать оперные постановки словами – дело почти безнадёжное, но всё-таки попробую. Прежде всего, постановка Дэвида МакВикара по нынешним временам оказалась просто революционной. Сюжет шестнадцатого века поставлен в костюмах и декорациях шестнадцатого века. Королевские апартаменты выглядят как королевские апартаменты, а не как казарма или деревенский сарай. Певцы не ходят на ходулях, не висят вниз головой на трапециях, а поют именно в тех позах, в каких им удобнее всего петь, и зрителям ничего не мешает наслаждаться их вокалом. К сожалению, для современной оперной режиссуры это становится большой редкостью.
Особенность нынешней постановки ещё и в том, что сразу три ведущие партии достались российским певцам: сопрано Анне Нетребко, спевшей заглавную партию, меццо Екатерине Губановой (Джейн Сеймур) и басу Ильдару Абдразакову (король Генрих VIII). Обычно, по понятным причинам, это происходит, когда на сцене идут русские оперы – певцов, знающих этот репертуар и к тому же способных петь его в оригинале, на Западе немного. Поэтому когда в той же Метрополитен-опера ставили «Бориса Годунова», все ведущие партии, кроме заглавных, пели российские певцы, а за дирижёрским пультом стоял Валерий Гергиев. Однако в постановках западной классики подобное «русское засилье» случается крайне редко.
Некоторые американские зрители, видевшие спектакль вживую, жаловались, что Абдразакова было плохо слышно в зале. Очень может быть – голос у певца действительно не огромный, в отличие от зала и сцены прославленного театра. Однако на записи, благодаря микрофонам, голоса всех певцов звучали прекрасно.
Разумеется, странно писать об опере в духе известного анекдота «браво, няня!!!». Но с другой стороны – почему бы лишний раз не порадоваться за успех отечественной вокальной школы. Тем более что в этом сезоне на сцене Метрополитен предстоит выступить и другим российским певцам: Марина Поплавская будет петь Маргариту в «Фаусте», Дмитрий Хворостовский – короля Карла в «Эрнани» и Жермона в «Травиате», а Анна Нетребко – заглавную партию в «Манон» Масне.
Прямые трансляции из Метрополитен-опера будут идти в нескольких московских кинотеатрах до апреля следующего года. Помимо перечисленных опер, российским зрителям предстоит увидеть моцартовского «Дон Жуана». К сожалению, по неизвестным причинам в Москве не планируется показ ещё трёх постановок – «Рондолины» Генделя, барочной композиции «Заколдованный остров», в которой собирается выступить легендарный Пласидо Доминго, и современной оперы «Сатиаграха» о жизни Махатмы Ганди. Однако если эти спектакли окажутся столь же интересными, русские ценители оперы их, несомненно, увидят. Поскольку, как уже было сказано, авторского права в русском Интернете нет.
Иван Новгородцев