По-русски, по-латышски, по-европейски
Рижский русский театр имени Михаила Чехова, который в 2013 году отметит 130-летний юбилей, был полностью отреставрирован и модернизирован по инициативе мэра Риги Нила Ушакова прошлой осенью. Фасадам здания (бывшее Третье купеческое общество взаимного кредита) был возвращён первоначальный вид, как на фотографии 1908 года, количество кресел в зале было сокращено до 536 мест на основной сцене, а механическое оснащение сцены и зрительного зала полностью обновлено. Над механикой сцены работала та же немецкая компания, что проводила реставрацию Александринского театра в Санкт-Петербурге, а идею новой системы сценического света (софиты теперь не закреплены постоянно на своих местах, а мобильны, что позволяет выставлять особенный свет на каждый спектакль) театр позаимствовал у коллектива Питера Штайна.
Этой осенью нововведения продолжаются. Впервые в истории Русского театра в зале будут установлены мониторы для трансляции синхронного перевода на латышский язык.
По словам директора театра Эдуарда Цеховала, Русский театр в Риге обязан учитывать такие аспекты при выборе репертуара: кассу, русскую классику и современную русскую драматургию.
– Прежде всего, в каждом театре должен быть свой «Слишком женатый таксист» и «Номер 13» , – объяснил Эдуард Цеховал, однако заметил, что без развития театра, без современных постановок и экспериментов, которые могли бы заинтересовать не только русскую, но и латышскую, иностранную публику, существование русского театра за границей немыслимо.
Сезон открылся премьерой 1 октября. Московский режиссёр Сергей Голомазов поставил «Метод Гренхольма» – пьесу Жорди Гальсерана для четырёх актёров, жестоко обыгрывающую «деловые игры» и корпоративные интриги. Эту же пьесу два сезона назад в московском Театре наций ставил болгарский режиссёр Явор Грдев.
Для удержания баланса 22 октября итальянский режиссёр Паоло Эмилио Ланди ставит комедию Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен» о приключении труппы бродячих артистов на фешенебельном курорте.
Тут же в афише «Не всё коту Масленица» Островского и «Дядюшкин сон» по Достоевскому. В большом зале идёт «Майзингер» – пьеса актёра самарского театра Германа Грекова, которую в Москве скромно поставили в Центре современной драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева.
В малом зале идёт пьеса «Полустанок» участника «новой драмы» Алексея Щербака, «Зима» Евгения Гришковца и «Гранёнка» – то есть граненый стакан – пьеса об алкоголизме, сочинённая и поставленная Элмарсом Сеньковым, молодым латвийским режиссёром, выпускником Латвийской академии культуры.
Идея привлекать латвийских режиссёров к работе в русском театре возникла недавно, но, по словам Эдуарда Цеховала, театр очень доволен сотрудничеством.
Поэтому логичным выглядит и премьера, заявленная на 2012 год, – новая версия знаменитой латышской пьесы «Индраны» Рудольфа Блауманиса, которую поставит Элмарс Сеньков.
Яна Жиляева,
Рига – Москва