Только не сейчас
Как правило, фильмы «про войну» авторы стараются выпустить на экраны в мае, ко Дню Победы. Так, нынешний фестиваль «Эшелоны памяти – эшелоны Победы», стартовавший в майские дни в московском кинотеатре «Художественный», начался с премьеры картины Валерия Пендраковского и Юрия Рогозина «Только не сейчас».
Сценарий Рогозин и Пендраковский писали по мотивам рассказа Владимира Войновича «Запах шоколада», а там дело происходит в послевоенной Польше. В производстве картины приняла участие и польская структура, не говоря уж об актёрах – красавице Магдалене Лампарской и особом любимце россиян Даниэле Ольбрыхском. Магдалена присутствовала на премьере, говорила приличествующие случаю слова и даже призналась, что стала изучать русский язык. Её героине приходится объясняться с возлюбленным – советским солдатиком, и теперь актриса закрепляет начатое на площадке. Хочется верить, что ей представится и другой случай поработать в российском кино. В фильме «Только не сейчас» она работает добросовестно, качественно (настолько, насколько это возможно), но трудно подняться над общим несовершенством. Играть любовь ей выпало с Александром Домогаровым-младшим – юным исполнителем, чьи актёрские способности если и подтвердятся, то уж точно не этим фильмом.
Иногда истории времён войны берут за основу своих учебных опусов студенты киношкол, и тогда непременно вылезает на экран неправда – даже не столько в костюмах и реквизите, сколько в полном непонимании духа той поры, в отсутствии слуха на время. Ряженные в гимнастёрки и галифе мальчики и девочки произносят текст с современными интонациями, двигаются со свойственной нам, любителям комфорта, пластикой. Всё это простительно начинающим, но от опытных постановщиков ждёшь профессионализма. Увы, с уходом поколений, заставших войну хотя бы в детстве-отрочестве, Великая Отечественная приобретает в нашем кино всё более примерные, абстрактные, а иногда и фантастические черты.
Авторы фильма «Только не сейчас» явно не перестарались с подготовкой. Что гарнизон советских войск, что близлежащий польский городок – всё какое-то случайное, словно декорации к антрепризному спектаклю средней руки. У актёров, изображающих военных, никакой выправки, собранности. Герой Домогарова-младшего, солдат-шалопай, разговаривает с офицером таким тоном, будто у него в кармане наготове Конвенция о правах человека, и пусть старший по званию только попробует повысить голос!
Наивен расчёт авторов, будто условность среды не помешает сотворить из истории Войновича любезную зрительским сердцам мелодраму. Мелодраматизм тут обусловлен как раз историзмом: советским военным строго-настрого запрещено общаться с местным населением, а поляки третируют своих женщин, симпатизирующих «оккупантам». Например, красавицу Эльку (героиню Лампарской) дядя порет ремнём, узнав о её романе с русским. В роли старого дядюшки – Даниэль Ольбрыхский. Он постоянно возит куда-то тачку с сеном и убеждает племянницу в необходимости быть гордой патриоткой, как её погибшие дед и отец. Грустно видеть прекрасного актёра в этой картине. Из искренней симпатии к нашему кино он снимается в таких ролях, не будь которых, его фильмография ничуть бы не пострадала. Предшествующий пример – его участие в «Одноклассниках» Сергея Соловьёва. Но каков бы ни был результат, польские актёры серьёзно относятся к работе даже в случае фильма «Только не сейчас». Потому и выглядит в дуэте с Лампарской тот же Домогаров ещё беспомощнее. Между их героями – серьёзное чувство, страсть, в финале есть даже постельная сцена (максимально целомудренная, но всё же), и актриса последовательно ведёт свою женскую партию. А партнёр её зажат, начисто лишён мужского (пусть даже юношеского) шарма, и от смущения только фиглярствует, изображает чувство в худших традициях дипломных спектаклей на институтских подмостках. Промашка с выбором исполнителя сама по себе ощутима, но и помощи от режиссёра, видимо, начинающий актёр тоже не получил.
Надо добавить, что основной сюжет имеет в фильме обрамление. Пожилой герой, бывший солдат, приезжает в Польшу через много-много лет, бродит по тому самому городку, где стоял гарнизон, вспоминает прошлое. Его давняя возлюбленная Элька работала на шоколадной фабрике, и потому запах шоколада, словно галлюцинация, возникает вокруг мужчины, стоит ему оказаться в знакомом квартале. Героя в старости играет Вячеслав Шалевич, и его скупая исполнительская манера удачно скрашивает сентиментальность такого хода. На этом бы и закончить картину. Но нет. В лучших сериальных традициях авторы доводят своего героя до дома Эльки, недавно почившей, и сводят с её дочерью, которая, естественно, оказывается и его дочерью. И, стоит сказать, что этот беспроигрышный приём вызвал в зале именно ту реакцию, на которую и был нацелен. Многочисленные зрители (среди них преобладали пожилые женщины) сочувственно покивали головами и разразились на титрах бурными аплодисментами.
Дарья Борисова, газета «Культура», специально для «Русского мира»