В Тридесятом царстве, в Верхолуйском государстве
В российский прокат вышел фильм Павла Бардина «Гоп-стоп». Путь на экран кинотеатров не был гладким, но, если вспомнить судьбу предыдущей картины молодого режиссёра, многострадальной «России 88», то положение второго фильма много благополучнее. Острая антинацистская драма «Россия 88» была запрещена к показу, снималась с фестивальных экранов, послужила даже причиной для судебных исков. Параллельно с преследованиями рос её рейтинг в Интернете – казалось, и стар и млад качал оттуда скандальный фильм, а потом обсуждал в своём кругу. Бардин зарекомендовал себя режиссёром-гражданином, человеком, способным задавать власти вопросы. Но тема набирающих обороты нацистских настроений так испугала эту самую власть, что в отношении фильма прибегли к запретам, напомнившим советские времена. Однако последовавшие год спустя события на Манежной только подтвердили остроту социального слуха режиссёра Бардина.
Отдавая должное политической смелости автора «России 88», рецензенты отмечали многие несовершенства картины: неравномерность композиции, спорность принципа работы «под документ» (большая часть фильма снята как видеодневник одного из участников неонацистской группировки). И вот, с выходом второго фильма, сомнения в том, что молодой режиссёр владеет ремеслом, увы, подтвердились. «Гоп-стоп» напоминает опус любителя, захваченного желанием сделать кино «для народа». Вылезло элементарное неумение внятно рассказать историю, не говоря уж о дичайшей дурновкусице, о полной беспомощности в работе с актёрами. А замах на остроту, на универсальность посыла остался. Непомерные амбиции контрастируют со скромными творческими потенциями.
Жанр задаётся как русский народный сказ: под балалаечные переборы закадровый рассказчик начинает излагать обстоятельства времени и места. В заштатном городке Верхолуйске живут два неразлучных друга Василий (Пётр Федоров) и Тарас (Александр Голубков). Работы нет, все мечты – о статусе криминальных авторитетов. Парни курят траву и любят одну девушку – украинскую проститутку Мэри (Марина Орёл). Возвращается из многолетней отсидки отец Василия, авторитет-беспредельщик по кличке Али-Бабай (Арчибальд Арчибальдович). Дальше вся эта компания почему-то уходит в лес и объявляет войну мэру Верхолуйска. Коррумпированная городская верхушка никак не может справиться с этими робингудами. Во время очередной вылазки гибнет Тарас, освободив тем самым другу путь к сердцу Мэри. А ближе к финалу Мэри, побывавшая до этого и в койке мэра, по особым интимным подробностям устанавливает кровное родство Василия и градоначальника. Отец и сын разведены жизнью по разные стороны баррикад; один наживается на народном добре, а другой сам из этого самого народа и грабить его не позволит.
Велики претензии на создание лубочной метафоры русской жизни. Много сцен, совершенно ничего не прибавляющих к истории, снятых лишь для того, чтобы создать карикатуру того или иного типа из глубин «народа рассейского».
Лавры классиков отечественной литературы щекочут самолюбие.
В этой аляповатой галерее появляются и представители новейшей истории: таков секретарь мэра, затянутый в узкие брючки-дудочки томный гомосексуалист. Есть в фильме эпизод, где он сливается в страстном поцелуе с брутальным мужчиной в милицейской форме – главой местной структуры МВД. Проститутка Мэри под конец фильма обряжается в некое подобие сарафана (правда, разрезы по бокам сарафана таковы, что стройные её ноги зритель увидит во всей их красе) и превращается тем самым чуть не в лебедь белую, скромную и чистую. Перед тем как пустить титры, автор выводит всех своих героев на большую поляну, где они и пляшут русские пляски, дружно взявшись за руки – мэр с лесным партизаном, милиционер с бандитом. Такая вот соборность под блатные аккорды.
Смотреть «Гоп-стоп» тяжело – и по причине чисто формального несовершенства истории, и потому, что неприятен тон повествования. В «России 88» подкупала страстность отношения к героям – кого-то из них автор любил и жалел, кого-то ненавидел и уничтожал. В «Гоп-стопе» нет никого, кто вызвал бы хоть каплю сочувствия и симпатии. Все цинично обстёбаны – и мерзавцы, и борцы за справедливость. Харизматичный и оригинальный актер Пётр Фёдоров здесь не смог сделать ничего – его Василий, простой и, по мысли автора, «типичный русский парень», ничего кроме брезгливости не заслуживает, а ведь он в предложенной схеме тот самый Иванушка-дурачок, что добыл и невесту, и царство.
Дарья Борисова