EN
 / Главная / Публикации / «…Он похож на своё одиночество…». Новый альбом о Марке Шагале

«…Он похож на своё одиночество…». Новый альбом о Марке Шагале

09.03.2011

Ракитин В. Марк Шагал: 1887–1985.  – М.: Искусство – ХХI век, 2010.

Роберт Рождественский одно из самых своих пронзительных стихотворений посвятил Марку Шагалу. Известность эти строки получили благодаря мелодии, которую написал покойный Виктор Берковский. Автор « Гренады» как мало кто другой умел почувствовать главный нерв стихотворения, перекладывая его на ноты.

Шагал получился глубоко страдающим и тоскующим по родному Витебску:

Он стар, он похож на своё одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется,
Он сразу с вопроса: « А вы не из Витебска…»

Наверное, каждый находит в творчестве этого фантастического мастера то, что ему ближе. Кто-то – тоску по России. А кто-то, наверное, какую-то вселенскую гармонию. Удивительную победу детского, светлого, наивного, незамутненного взгляда на мир над силами зла.

Он сам, который, казалось, всю свою долгую жизнь был на виду, задал немало загадок исследователям своего творчества. Да и всем, кому он доставил добрые минуты. «Я – русский художник», – повторял он всюду. С той же страстью любил говорить: «Не будь я евреем, я не был бы художником…» Обижался, когда слышал, особенно в ранний парижский период, что он – кто угодно, но только не французский мастер. И в то же время твердил: «Париж – мой второй Витебск». Кажется, Высоцкий в разговорах с друзьями называл столицу Франции Парижском. Что-то родное всегда было и остаётся в этом чудесном городе для творцов из России.

Шагалу посвящены тонны книг, статей и альбомов. Но вышедший недавно в московском издательстве «Искусство – ХХI век» огромный том «Марк Шагал: 1887–1985», безусловно, стал событием в этом бесконечном ряду. Автор – известный искусствовед Василий Ракитин, в своё время много общавшийся с легендарным Георгием Костаки, один из главных организаторов ряда выставок русского авангарда в рамках проекта «Великая утопия».

Текст Ракитина очень глубок и информативен. Жизнь Шагала развёрнута как кинолента. В своё время Юрий Анненков писал, что, иллюстрируя книгу, ему важно, чтобы читатель себя чувствовал как в кинозале. Наверное, то же чувство возникает, когда берёшь в руки альбом « Марк Шагал».
Полноправный соавтор книги – наш известный мастер Николай Калинин. Потому что перед нами – альбом, обрамляющий биографическое исследование, выполненное на самом высоком уровне.

На прекрасной бумаге, в блестящем полиграфическом оформлении, на каждой странице представлены фотографии художника и его близких, и, конечно, воспроизведение неповторимых творений Марка Шагала. Человека, ставшего одним из символов ХХ века и коренной связи нашей эпохи с вечными библейскими истинами.

Некоторые работы представлены в разворот, такие как, к примеру, легендарное панно «Введение в еврейский театр», чудом обнаруженное в годы перестройки. Или его потрясающая «Обнажённая над Витебском», созданная Шагалом в страшном 1933 году. Именно тогда его картины были сожжены в Германии.

«Библейское послание», витражи, гобелены, полузвери, влюблённые и святые, летающие под небесами – всё выстроено в иллюстративном ряду книги.

Сам текст Ракитина очень сжатый, насыщенный. К безусловным достоинствам работы относится и то, что автор очень широко использовал архивные и опубликованные материалы. Работа по собиранию материала проделана огромная. Здесь и документы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного музея изобразительных искусства имени А.С. Пушкина, Российской национальной библиотеки. Очень широко привлечена периодика – уникальные издания предреволюционных и революционных лет. Газеты «Искусство Коммуны», «Биржевые новости», витебская « Вечерняя газета», газета « Речь». Русские эмигрантские газеты «Рассвет», «Последние новости», уникальные каталоги многочисленных выставок, на которых выставлялись произведения мастера. Письма Родченко, воспоминания Эфроса, Фалька, конечно, « Моя жизнь», написанная самим Марком Захаровичем.

Цитаты из всех этих источников широко представлены в книге. Здесь, рядом с картинами и рисунками, словно слышен голос мастера: «Наслаждайтесь или ругайте. Всё равно я ничего не понимаю в себе. Может быть, я даже не умею рисовать и писать. Надо бы начать учиться всему этому, но поздно», – писал он искусствоведу Александру Шику.

В этом не было ни капли позы. Просто мастер каждой своей работой заново открывал мир, и именно поэтому они производили такое впечатление. «Детское живёт в человеке до седых волос», – говорил Александр Грин. Наверное, Марк Захарович умел найти это спрятанное, светлое и наивное чувство.

«Я устал быть персонажем, летающим с моих картин». Это – тоже слова мастера, иногда хотевшего разделить себя и героев своих полотен. Но в сознании тысяч людей, которым помогают жить произведения Шагала, его светлый облик накрепко спаян с его творчеством.

Перед нами разворачивается огромное полотно жизни и работы мастера, начиная с 1887 года, когда в белорусском местечке Лиозно в семье приказчика селёдочной лавки Хацкеля-Мордухая Шагала (все его звали просто Захар) родился первенец, до дождливого марта 1985 года, когда он оставил этот мир в чудесном городке Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу, неподалёку от Ниццы.

Когда в 1973-м он посетил СССР, это было равносильно шоку – слишком Марк Захарович не вписывался в социалистический реализм. Да и искусствоведы наши в прежние годы не отличались особой толерантностью к художнику. Прорыв был огромен. И не только в искусстве. Выставка Шагала знаменовала открытость совершенно другому миру, который так долго клеймился как чуждый и враждебный.

Интересно, что он так и не поехал в Витебск, который сделал бессмертным и известным всей планете. Наверное, этот удивительный человек сердцем почувствовал известную мудрость: «Никогда не возвращайся в прежние места». Кто мог знать, что спустя не так много лет там из дома на Покровской улице, где жила многодетная семья Шагалов, выселят отделение милиции и сделают музей мастера. И поставят ему памятник…

Остаётся только позавидовать тем, кто возьмёт этот альбом в руки и ещё раз прикоснётся к чуду творчества великого художника – Марка Захаровича Шагала.

Виктор Леонидов

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева