EN
 / Главная / Публикации / Ростовская любовь

Ростовская любовь

11.03.2011

«Я тебя люблю». Кадр из фильма

В рамках клуба «Документальная среда» в московском Доме журналиста показали экспериментальную картину Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю». Мировая премьера фильма состоялась в январе на престижном Роттердамском кинофестивале. В течение прошлого года авторы показывали в разных аудиториях то фрагменты, то рабочие варианты картины, слухи о нестандартном проекте сами собою распространялись и готовили почву для эффектной презентации. Вот и на показ в Домжуре Костомаров и Расторгуев опоздали, предстали перед публикой только после финальных титров, потому как задержались на встрече с продюсером…

«Я тебя люблю» – гибрид игрового и документального кино. Простые люди разыгрывают перед камерой придуманные ими самими же для себя сюжеты, ситуации «я в предлагаемых обстоятельствах». При этом сами же себя снимают. Передачу камеры в руки героев Костомаров и Расторгуев считают своей главной новацией. Проект осуществлён в Ростове-на-Дону (это родина Расторгуева); там долго вели кастинг среди желающих «сыграть в кино», отбирали людей с помощью психологов (чтобы степень открытости, внутренней свободы кандидатов была максимальной). Пробы прошли примерно сто человек (в фильм, конечно же, вошло всего несколько из них). «Эти сто продемонстрировали готовность быть честными», – сообщил П. Костомаров. Под «честностью» в условиях игры, надо думать, подразумевалась способность совершить на публике полный душевный стриптиз, в заданной ситуации рассказать всё о своих подлинных чувствах, открыть заветные мечты. Придумали такую сюжетную конструкцию: молодой сотрудник органов охраны правопорядка снимает себя дома, на работе, но однажды забывает камеру в бардачке машины; камеру крадут юнцы-хулиганы, и дальше именно они при помощи этого устройства ведут «дневник» своих будней.

Попавшие в персонажи картины молодые ростовчане – не какие-нибудь бомжи; это среднестатистические юноши и девушки, работают кто в автосервисе, кто в супермаркете. У каждого есть дом, у некоторых и машины, все модно одеты, при навороченных мобильниках. Из таких, как они, по сути, и состоит страна. Изъясняются они преимущественно матом (более точно отражающим язык героев названием было бы «Я, короче, тебя, б…, люблю»), головы их заняты тем, как срубить бабок – полегче и побольше – после чего оттянуться по-настоящему: выпить-закусить, завести и тут же продолжить до постели новые знакомства. Такую жизнь «за пределами МКАДа» нам показали в нескольких фильмах фестиваля российского неигрового кино «Артдокфест» (в декабре 2010-го), поэтому авторы «Я тебя люблю» не стали тут первопроходцами.

Ещё один кочующий сюжет этой линии нашей документалистики – изображение внезапных сполохов высоких чувств в душах дремучих персонажей – «и свет во тьме светит», так сказать. Сквозь биологические инстинкты пробивается вдруг какая-нибудь жалость, сострадание к ближнему или, того пуще, любовь.

Любовь, как нам намекают ещё в названии фильма, и есть тот луч света, что прорежет царство тьмы и превратит в финале двуногих животных в людей. Циничные двадцатилетние донжуаны ростовского разлива погуляют-покуражатся, побегают за разными юбками, да и попадутся однажды в сети большого чувства.

Уже в процессе обсуждения стало ясно, что поклонников у картины достаточно. Говорили, что уж лучше такая любовь, чем никакой. Что запечатлённая на экране жизнь – наша реальность, и нечего закрывать на неё глаза. Всё это верно настолько, насколько верно описана в учебнике биологии жизнедеятельность примитивных организмов. Читаешь параграф, смотришь картинки, отвечаешь урок. Но если действительно хочешь «про любовь» – уж лучше почитать Бунина, Тургенева или Набокова.

Дарья Борисова, газета «Культура», специально для «Русского мира»

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева