EN
 / Главная / Публикации / «Легко ли быть молодым?» 25 лет спустя

«Легко ли быть молодым?» 25 лет спустя

18.02.2011

Кадр из д/ф «Легко ли быть молодым», 1987

В московском Доме журналиста, при содействии Музея кино, начал работу Клуб неигрового кино «Документальная среда». Первая встреча была посвящена латвийской документалистике – мощной школе, сложившейся и признанной ещё во времена Советского Союза. В 2011 году отмечаются юбилеи сразу двух мэтров этой школы: 85-летие Герца Франка и 60-летие уже покойного Юриса Подниекса.

– Именно с них в Латвии в 50–70-х гг. ХХ века началось обновление нашего, тогда ещё советского кино, – сказал на открытии директор Музея кино, киновед Наум Клейман. – Преодолевая заказную пропагандистскую продукцию, эти мастера не просто вернулись к традициям 1920-х годов, в частности, Дзиги Вертова, но и сделали ставку на новую визуальную стилистику и новую острую социальную проблематику. Эта школа, которую, вслед за Улдисом Браунсом, формировали Айварс Фрейманис, Герц Франк, Ансис Эпнерс, Иварс Селецкис, Юрис Подниекс и другие режиссёры, операторы, сценаристы, вошла в авангард кинодокументалистики не только СССР, но и Европы, да и всего мира. Их фильмы стали знаковыми для своего времени и пользовались у зрителей и кинокритики не меньшей популярностью, нежели тогдашние хиты художественного проката. Они затрагивали острые и актуальные социальные, политические и общечеловеческие темы и проблемы.

Клейман напомнил о шедевре Улдиса Браунса «235 000 000» – двухчасовом фильме, снятом к 50-летию революции 1967 года, который дал поразительную панораму страны, далёкую от юбилейного официоза. Герц Франк в картине 87-го года «Высший суд» (о человеке, приговорённом к высшей мере наказания) ратовал за отмену смертной казни в СССР. Юрис Подниекс честно и откровенно показал проблемы молодёжи в фильме «Легко ли быть молодым?» (1986), а в начале «перестройки» снимал поразительные по силе и достоверности документы о трагических событиях в Вильнюсе и Риге, в Тбилиси и Чернобыле, о путче в Москве и о распаде империи. «Улица Поперечная» Ивара Селецкиса – простой и трогательный рассказ о буднях жителей обычной рижской улочки – собрал все самые престижные призы в области документального кино, включая главный приз европейских документалистов «Феликс» в 1990 году.

Гостей киноклуба приветствовал посол Латвийской Республики в Российской Федерации Эдгарс Скуя. По меркам дипломатического мира он человек молодой. Говоря о фильме «Легко ли быть молодым?», Скуя вспоминал, какое огромное впечатление произвела картина Юриса Подниекса в момент выхода на экраны – он сам тогда был едва ли не сверстником героев.

Кадр из д/ф «Легко ли быть молодым», 1987

Перестроечным хитом Подниекса и открылся Клуб документального кино. Начинается фильм с эпизодов суда над компанией юнцов, зачинщиков дебоша после масштабного рок-концерта на загородном стадионе. Толпа разгорячённой молодёжи тогда разгромила электричку. Энергия протеста, накопившаяся к тому времени в атмосфере общества, помножилась на энергию невзрослой массы, заведённой децибелами и смелым текстом песен. Погорланили, размялись, распугали мирных обывателей. В зале суда «герои» предстают испуганными мальчишками, потрясёнными, что им за их «подвиги» что-то будет. В сегодняшней Москве, пережившей декабрьские события на Манежной площади, «Легко ли быть молодым?» смотрится отнюдь не документом далёкой эпохи, а размышлением на острую тему.

В доверительных интервью юноши жалуются режиссёру на скуку и серость жизни, рассказывают, как пытаются расцветить будни. Кто-то обряжается в косуху с шипами, начёсывает на голове «ирокез» и демонстративно несёт себя по улочкам патриархальной Риги, кто-то снимает в подвалах радикальное, авангардное кино «про своё поколение». Есть и другие молодые. Например, латышские парни, вернувшиеся из Афганистана. Они инвалиды в прямом и переносном смысле слова: у одного нет ноги, другой никак не может перестать жить войной. Но и они говорят о том, что общество их не слышит, не понимает. В российском кино последних лет тема людей, вернувшихся с Чеченской войны и не способных забыть тот ужас, тоже звучит. Уникальным образом Юрис Подниекс зафиксировал время и поднялся над ним – история движется по спирали, следующие молодые ищут себя, буянят, уходят на войну и возвращаются с неё другими людьми. «Легко ли быть молодым?» – яркий пример того, как деятели «рижской школы» документалистики умели сочетать актуальность темы и философскую универсальность месседжа. Поражает и внутренний объём истории – сколько героев, линий! За этим – годы наблюдения, нелёгкого общения, селекции персонажей. Материал-то живой, непридуманный. Подумалось, что было бы невероятно интересно увидеть героев фильма 1986 года сейчас, услышать, как сложились их жизни. Наверняка многие из этих живописных панков или рокеров стали добропорядочными гражданами независимой Латвии, отцами и матерями семейств. Так чаще всего и бывает. А вот как живут бывшие «афганцы» – вопрос. Может, найдётся коллектив, способный поднять такой проект: «Легко ли быть молодым? 25 лет спустя»? Можно быть уверенным, интерес к нему был бы обеспечен мифом легендарной картины Юриса Подниекса.

В планах организаторов клуба «Документальная среда» – вечера, посвящённые разным национальным кинематографиям, в том числе и тем школам, «волнам», что сложились в республиках бывшего СССР. Латвийский блок одним показом не ограничится, ведь бренд «рижской» документалистики – действительно знаменитая марка, и аншлаг в зале московского Дома журналиста это только подтвердил.

Дарья Борисова, газета «Культура», специально для «Русского мира»

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева