Судьба за стенкой
В прокат вышел дебютный фильм Романа Каримова «Неадекватные люди», главный пиар-козырь которого – Гран-при престижного отечественного кинофестиваля «Окно в Европу».
В августе 2010-го Выборгский смотр прошёл в восемнадцатый раз. Там и тогда и довелось увидеть картину. Она закрывала конкурсную программу, и сеанс под неё был выделен крайне невыгодный – утром последнего дня работы фестиваля, за несколько часов до закрытия и оглашения результатов. Многим показалось, что фильм никому не известного юноши – так, довесок, а призовой расклад уже определён, потому мало кто дошёл до просмотрового зала. На просьбы некоторых «прогульщиков» дать диск с фильмом 26-летний режиссёр Каримов отвечал необычайно жёстко: «Плохое расписание фестиваля – не моя проблема. Вам надо было правильно расставлять приоритеты».
Вечером в копилке «Неадекватных людей» оказались: диплом за актёрский дуэт Ингрид Олеринской и Илье Любимову, приз зрительских симпатий «Золотая ладья», диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и, как было сказано выше, главный приз фестиваля. То есть в едином порыве симпатии к фильму слились простые зрители, присутствовавшая в Выборге пишущая братия и кинематографисты-практики (в жюри, под председательством режиссёра Андрея Хржановского, трудились сценарист Дмитрий Соболев, актёры Алексей Панин и Евгения Крюкова, а также представительница смежного цеха писатель Ольга Кучкина). Такое редко бывает.
Для меня, признаюсь, так и осталось загадкой, что послужило причиной такого успеха. Говорили о якобы найденной живой интонации, человечности истории. Особо отмечали лёгкость диалогов, ироничность речи персонажей. Все это в той или иной мере есть, но общую неумелость драматургии не скроешь.
Герои Каримова (он и автор сценария, и постановщик в одном лице) – типажи наших дней, и лекала, по которым скроены эти новые «маски», просматриваются на просвет. 30-летний неудачник Виталий (Илья Любимов) – офисный клерк, каких сейчас пруд пруди. Он потерял возлюбленную, работу и хочет начать новую жизнь. Для начала перебирается на новую квартиру. Там за стенкой обнаруживается симпатичная соседка – смазливая старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская). У неё тоже кризис. Размолвки с мамой, приятели – придурки, да и вообще мир несовершенен. Лечить девочку от издержек затянувшегося переходного возраста берётся друг Виталия, востребованный психотерапевт в откровенно шаржевом исполнении Евгения Цыганова. Надо ли говорить, что в финале «неадекватные люди» Виталий и Кристина поймут, что сама судьба поселила их на одной лестничной клетке, и что, несмотря на разницу в годах, они друг для друга те самые половинки целого, о которых немало песен сложено… Ну конечно, до этого случатся на пути каждого всякие неприятные моменты. К симпатяге Виталию будет клеиться новая начальница, озабоченная хищница (Юлия Такшина), Кристина ввяжется в историю с районным плейбоем-растаманом. Попеременно соседи выручают друг друга из бед (Виталий вообще шефствует над безбашенной малолеткой, и даже её подозрительная мама довольна дружбой дочки с приличным молодым человеком из соседней квартиры).
Расположение их приключений немного напоминает схему ситкома, да и вообще ощутимы клише телекино – в стремлении каждый портрет выписать посочнее, поколоритнее, позаконченнее. Актёрам в таком случае только дай волю, сыграют так, что на последнем ряду галёрки видно было бы. Самым стойким и способным к самоорганизации оказался в этой компании Илья Любимов (может, потому, что герой его лишён острой характерности, не в пример психиатру, доставшемуся его коллеге по театру Цыганову – тот играет так аляповато, что ещё чуть-чуть, и усомнишься в его способностях, не раз до этого фильма подтверждённых). Ингрид Олеринская – непрофессиональная актриса, практически сверстница своей героини – и это, кстати, делает её довольно убедительной в роли столичной школьницы.
Возвращаясь к выборгским впечатлениям, признаемся, что негатив в отношении к картине Каримова возобладал тогда по двум косвенным причинам. Расстроило, что на первую позицию вынырнула лента ординарная, оставив позади другие конкурсные картины (например, «Кочегара» Алексея Балабанова). Неприятной показалась манера общения режиссёра-дебютанта (а ведь многое зависит от того, как автор держится, говорит, воспринимает суждения о своём фильме).
Сейчас же, в отрыве от фестивального контекста, «Неадекватные люди» не вызывают особого раздражения. В любом случае эта камерная история про людей (никакие они не «неадекватные», просто застигнутые в момент внутреннего раздрая – а такого с кем не бывает) симпатичнее, чем многомиллионные псевдоисторические блокбастеры, фэнтези отечественного разлива, не говоря уж о том, что предлагает зрителям наших мультиплексов плодовитый американский кинематограф. «Золотая ладья» зрительского голосования в Выборге – всё-таки показатель того, что публика скучает по людям на экране – адекватным, неадекватным, любым.
Дарья Борисова, газета «Культура», специально для «Русского мира»