С Новым фильмом! «Ёлки» Тимура Бекмамбетова
Режиссёр и продюсер фильма «Ёлки» Тимур Бекмамбетов предварил выход своего кинопродукта словами: «У нас уже некоторая традиция образовалась – выпускать фильмы под Новый год. Раньше это были “Дозоры”, “Ирония судьбы”, “Чёрная молния”, теперь – замечательные “Елки”. Именно на эту новогоднюю комедия были выделены деньги Фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Это, что называется, первая ласточка в деятельности новой структуры. Бюджет “Ёлок” составил около 170 миллионов рублей, изготовлено более тысячи копий – замах, равный “Хроникам Нарнии”».
«Ёлки» состоят из новелл, снятых разными режиссёрами (среди них – Ярослав Чеважевский, Дмитрий Киселёв и Александр Войтинский, сам Тимур Бекмамбетов – режиссёры «Чёрной молнии»). События разворачиваются в течение одного дня под Новый год. Охватывают они десять городов – от Красноярска до Калининграда. Вместо Мела Судьбы, предопределявшего события в «Дозоре», Тимур Бекмамбетов вывел Теорию шести рукопожатий. Суть её в том, что каждый из нас знает другого землянина через шестерых знакомых. Так объединяются герои «Ёлок»: пенсионерка, которую в собственном подъезде сбил лыжник; поп-дива в лице Веры Брежневой, ей предстоит спасать девочку, возлагающую особые надежды на президента страны (она представляет его своим отцом); милиционер в исполнении Сергея Гармаша и его мнимая копия, женщина средних лет в облике Марии Порошиной, мечтающая о том, кто будет носить её на руках; проблемный кавалер Ивана Урганта и так далее.
Компания «Базелевс», возглавляемая Бекмамбетовым, самолично взялась осуществлять прокат своего фильма и, возможно, достигнет рекордных кассовых показателей, но всегда остаётся вопрос, ответ на который всё чаще не волнует наших производителей: «А как же, извините, качество?» И без того головы населению забиваются всякой ерундой на телеканалах, да и кинематографисты, осваивая бюджеты, совсем не вкладывают душу в то, что некогда именовалось искусством. Оттого на отечественных экранах процветают бесцветность и пустота. Куда, наконец, подевалась профессиональная гордость, ведь должен же специалист, как минимум, отвечать за соответствие своего труда культуре кадра.
«Ёлки» – незамысловатое зрелище, рассчитанное на то, что наши зрители примитивны и тупы, и их надо изо всех сил рассмешить. А потом всерьёз обсуждают свой опус, словно произвели что-то значительное. Непонятно, почему самому Тимуру Бекмамбетову не тошно от того, чем он занимается.
После показа «Ёлок» состоялся серьёзный разговор с Сергеем Толстиковым, возглавляющим вышеназванный Фонд кино. Он тоже вполне доволен результатом. Критерий, который закладывается во главу угла в новой кинополитике, – эффективность. Важны такие показатели, как количество вложенных средств и зрителей, посетивших кинотеатры, касса. Вроде бы и есть желание убрать некачественный продукт, но пока в это верится с трудом, учитывая новые ориентиры и те же показательные «Ёлки».
Осенью будущего года произведут ротацию, определят, кто из компаний-лидеров (восемь счастливчиков, которые и финансируются фондом) эффективен, а кто нет. Уже перечислены деньги на 36 картин. Определены социально значимые проекты. Среди них – фильмы о Скобелеве, Иване Поддубном, войне 1812 года, Юрии Гагарине, «Осетия» Джаника Файзиева с 10-миллионным бюджетом.
Самая потрясающая история, которой поделился Сергей Толстиков, связана с посещением им одного московского кинотеатра – «Времена года». Стоимость билета на «Хроники Нарнии» составила там две с половиной тысячи рублей. Руководитель Фонда кино почувствовал себя лохом. Хорошо бы все остальные зрители не чувствовали себя лохами в зрительном зале по другим поводам не денежного свойства.
Светлана Хохрякова,
газета «Культура», специально для портала «Русский мир»