EN
 / Главная / Публикации / Ренат Лайшев: Самбо – это наше всё

Ренат Лайшев: Самбо – это наше всё

29.10.2010

29 октября отмечает полувековой юбилей генеральный директор самой известной спортивной школы страны, «Самбо-70», Ренат Лайшев. О школе, о себе и о российском самбо и его перспективах – разговор Рената Лайшева с нашим спортивным обозревателем.

– Ну просто год юбилеев: 28 сентября исполнилось 40 лет школе, через месяц и 1 день – 50 лет генеральному директору. А ещё через год с небольшим, в январе 2012-го, будет 20 лет, как Вы возглавили школу.

– 50-летия избежать было нельзя, а вот возглавлять школу я не планировал. Да и учиться в ней – тоже. Учился в физико-математической школе, причём учился так себе, зато вовсю играл в футбол, занимался гимнастикой и легкой атлетикой. Вообще был уличным ребенком, и приводы в милицию имелись. Отец тогда работал заместителем заведующего Черемушкинского РОНО, был знаком с основателем и первым директором школы Давидом Рудманом, ну вот и поделился с ним своими проблемами, связанными со мной. Рудман дал гарантию, что всё исправит, и меня отправили в «Самбо-70» учиться и тренироваться. Тогда казалось – сослали. Туда добираться от моего дома надо было часа два, так ещё на первой тренировке припечатали к ковру. Самая настоящая ссылка. Но вскоре выяснилось, что первое впечатление было ошибочным.

Стал мастером спорта, выиграл Москву, был чемпионом Вооружённых сил, после армии поступил в ГЦОЛИФК, работал тренером в школе высшего спортивного мастерства, попутно занимался коммерцией, такие уж были времена. В «Самбо-70» заглядывал, но никак не думал, что возглавлю школу. Но тут Давид Рудман собрался на тренерскую работу в США, и мне предложили выдвинуть свою кандидатуру. Я отказывался, однако в итоге вышло иначе. Тогда, в начале 92-го, был жуткий развал, школу надо было восстановить, одеть и накормить. Пришлось даже обратиться к друзьям-бизнесменам, чтобы помогли кто чем может. И помогали – одеждой, едой, инвентарём, деньгами.

А в итоге мы имеем то, что имеем – центр образования «Самбо-70», где учится порядка тысячи человек, а спортивные секции посещают около пяти тысяч. Есть отделения самбо, дзюдо, сумо, спортивных танцев, художественной гимнастики, скалолазания, бокса. В ноябре начинается закладка нового, пятого по счёту, корпуса – там помимо залов будет и бассейн. В прошлом декабре открыли ФОК «Самбо-70» в Строгино. Среди наших воспитанников – трёхкратный чемпион мира по самбо Игорь Куринной (кстати, мой ученик), трёхкратный чемпион мира по дзюдо Александр Михайлин, двукратный чемпион мира по самбо Сурен Балачинский. Это самые титулованные, а так мы вырастили 31 чемпиона мира и 38 чемпионов Европы. Дзюдоист Дмитрий Носов, бронзовый призёр афинской Олимпиады – тоже наш.

– Не видите противоречия – «Самбо-70» и сумо? Про скалолазание уже не говорю…

– На самом деле не вижу. А если речь конкретно о сумо, то оно развитию самбо и дзюдо никак не мешает. Более того, их дополняет. К тому же самбо – сложно координационный вид спорта, от него устаёшь. И бывает, что перспективные ребята в 16 лет бросают самбо просто потому, что от него устали. А в сумо больше от игры – для сравнения можно вспомнить нашего «царя горы» из детства, и в нём психологические перегрузки. К тому же сумо обогащает – взять хотя бы разработанную в Японии программу, позволяющую борцам после ухода с помоста сбрасывать вес, причём много и без последствий. Это даже не программа, а наука. У нас такой науки нет, а у меня немало знакомых и друзей, в прошлом борцов, страдающих от лишнего веса и связанных с ним заболеваний. Да о каком противоречии говорить, когда Игорь Куринной, трёхкратный чемпион мира по самбо, потом стал трёхкратным чемпионом Европы по сумо, а сейчас возглавляет Федерацию сумо Москвы? Федерацию сумо России тоже возглавляет самбист, мастер спорта международного класса Борис Антонов.

– Вы, кстати, являетесь ещё и вице-президентом Всероссийской Федерации сумо...

– Был в своё время и вице-президентом Всероссийской федерации дзюдо. Да благодаря самбо кем и где только не был. Ещё в молодости с Рудманом объездил всю Россию с показательными выступлениями, а позже и по миру поездил. А так был и каскадёром, и в кино снимался, поэтому друзья у меня не только из мира спорта. Друзей много, так что когда есть свободное время, стараюсь поводить его с ними. И домой ко мне постоянно приезжают и друзья, и коллеги, и ученики – общаемся, в футбол играем, в бильярд… У меня вообще не столько загородный дом, сколько весьма востребованная база активного отдыха.

– В каком состоянии находится сейчас российское самбо?

– С тех пор как я пришёл на первую тренировку, многое изменилось. Например, кто бы тогда мог подумать, что появится женское самбо – не говоря уже о женском боксе? А сейчас это обыденная реальность.

В целом ситуация не самая простая. Когда-то самбо было необычайно популярно, им занимались десятки тысяч человек, оно присутствовало в силовых структурах. Сейчас всё сложнее. Самбо не стало олимпийским видом, отсюда и соответствующее финансирование со всеми вытекающими отсюда последствиями – я про количество школ, количество занимающихся и т.д. Понятно, что дзюдо финансируется куда лучше. Скажем так, по высшей категории. А мы – по второй. Многие самбисты выступали и выступают по дзюдо, потому что там больше перспектив – Игорь Куринной, о котором я уже говорил, трёхкратный чемпион мира по самбо и мастер спорта международного класса по дзюдо. Да я сам мастер спорта и по самбо, и по дзюдо.

Плюс в стране, помимо дзюдо, стали развиваться и другие единоборства: рукопашный бой, каратэ, кикбоксинг и т.д. А это негативно сказывается на популярности самбо. Идёт борьба за детей и взрослых, желающих заниматься спортом. Вот сейчас вовсю обсуждаем, с какого возраста детям можно преподавать боевое самбо, ведь оно поможет нам стать более конкурентоспособными. Наверное, тут дело в нашем менталитете. Раз иностранное – значит, оно лучше отечественного. Вот в Москве на каждом шагу суши-бары и пиццерии, но борща тоже ведь хочется. Тем более он же наш, это наша история, наши традиции, наша культура.

Возьмем Японию: сумо ведь не олимпийский вид спорта, но это никого не беспокоит. Сумо уважают, борцов боготворят. Или в Штатах бейсбол и американский футбол. Кому там есть дело до того, что они не входят в олимпийскую программу? Звёзды футбола и бейсбола – национальные герои и без олимпийских медалей. Можно вспомнить, как в своё время японцы рассылали по всему миру мастеров каратэ, и через каратэ пропагандировали свой образ жизни, свою культуру, вызывали интерес к своей стране, формировали её имидж. То же самое позже сделали и корейцы с таэквондо – даже умудрились впихнуть его в программу Олимпиад. Так почему мы так не относимся к своему самбо? У нас есть Фёдор Емельяненко, патриот, глубоко верующий человек, который всему миру показал, что такое российское самбо.

У нас есть премьер-министр Владимир Владимирович Путин, мастер спорта по самбо и заслуженный тренер по самбо – ведь он именно с самбо начинал, дзюдо в его случае вторично. Но у нас пока мыслят по старинке: раз спорт не олимпийский, значит, он второй категории.

– В общем, самбо – это наше всё. Как Пушкин. А что касается Владимира Путина и его отношения к самбо – разве он не сказал не так давно, что надо бы постараться и сделать самбо олимпийским видом?

– Да, но это не значит, что отношение к самбо сразу изменилось и начались соответствующие финансовые вливания. Идея, бесспорно, очень хороша, однако эти слова не являются гарантией того, что уже завтра вдруг наступит светлое будущее.

– И что же делать в такой ситуации?

– То же, что и всегда. Работать, тренироваться и верить в лучшее.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева