EN
 / Главная / Публикации / Русские городки: от народной забавы к массовому спорту

Русские городки: от народной забавы к массовому спорту

Анна Ефремова21.07.2023

Фото: dzen.ru###https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1775615/pub_5e8813fded5b9b19f3bdf693_5e88e75f13cc2b78dcfaf171/scale_1200

Городки — одна из настоящих, исконных народных русских игр, поднявшаяся от «низов» до уровня всероссийских (всесоюзных) соревнований. На пике популярности в 50 – 70-е годы XX в. в неё играли сотни тысяч людей, городки были третьим по популярности спортом в СССР после футбола и хоккея. Затем был спад в 80 – 90-е годы, но в наши дни интерес к игре вновь растёт.

Не в последнюю очередь это происходит благодаря возвращению страны к своим истокам. Подвижных видов спорта в мире хоть отбавляй, и всё время выдумываются новые, порой довольно странные – так почему бы не обратиться к собственной истории? Тем более что живы ещё мастера игры, традиция не угасла, есть и площадки для игр. Наверняка сыграли свою роль и усилия властей – многие, вероятно, видели кадры, на которых в городки с увлечением играют президент Владимир Путин, Святейший патриарх Кирилл и другие.

Владимир Путин играет в городки. Фото: Московские суворовцы###https://www.mccvu.ru/news/moskovskie-suvorovtsy/suvorovskie_gorodki/

У городков есть серьёзное преимущество перед новомодными видами спорта: играть в них просто.

Правила очень просты: в классических городках игроки поочерёдно выбивают из очерченного периметра (города) сложенные в разные фигуры городки (деревянные бруски цилиндрической формы). Делают они это с помощью городошной биты (по сути, деревянной палки длиной около метра). Выигрывает тот, кто сумеет выбить все фигуры меньшим количеством бит. Вот, собственно, и всё.

Кроме того, играть в городки можно один на один или командами, кроме того это всесезонный вид спорта; он не требует высокотехнологичной и дорогой экипировки, а играть в него можно едва ли не в любом дворе.

Городки или рюхи?

У городков много названий, но самые распространённые – городки или рюхи. Название «городки» происходит, по видимому, от слова «город», которым обозначается площадка, из которой выбиваются «рюхи», то есть небольшие чурки. «Рюхами» же, а также «чухами» или «чушками» и даже «поросятами» в разных губерниях Российской империи игру называли, уподобляя деревянные чурки поросятам.

Палки, которыми метали в «город», назывались битами, а также битками, креглями и даже сраклями.

Россия страна большая – в разных местностях в игре использовалось разное количество чурок, различалось и количество составляемых из них фигур.

Кстати, у финнов, карелов и других финно-угорских народов, которые также считают эту игру национальной, она называется kuukka («кююккя») или poppi («попы»). При этом финские чурки более низкие, значительно толще наших и, как правило, раскрашиваются в яркие цвета. Несколько отличаются и правила игры: чурки, или попы, не складываются в разные фигуры, как у нас, а ставятся фронтом к игроку в одну линию, как это делалось с костяшками в русской игре в бабки.

Фото: Рудольф Койвисто

Читайте также: Разные страны, одни Gorodki

Сколько лет городкам?

Когда же появились городки? В Сети немало встречается историй про большую древность этой игры, относящих её появление ещё ко временам Древней Руси. Утверждается что в городки любили играть и князья, и простолюдины, и даже, согласно русским былинам, богатыри Добрыня Никитич и Никита Кожемяка, а также что заядлыми игроками были царь Пётр I и Александр Суворов. Всё это, скорее всего, байки – авторы этих утверждений ссылок на исторические источники почему-то не приводят.

Между тем первые документальные и изобразительные свидетельства о существовании и даже популярности городков среди русского населения относятся к началу XIХ века. А следовательно, появление игры можно уверенно отнести к середине или даже первой половине XVIII века. В любом случае игра эта старинная – ей никак не менее 300 лет.

Гравюра Е.М. Карнеева «Игра в городки», 1812. Фото: Современный музей спорта###http://www.smsport.ru/expo/katalog/nnvs/gorodki/

Впервые городки упомянуты в альбоме «Живописное представление манер, обычаев и развлечений русских», вышедшем в Лондоне в 1803–1804 гг., утверждает писатель и историк Борис Деревенский. Раскрашенные гравюры, представленные в альбоме, сделаны по рисункам Д. А. Аткинсона. На рубеже XVIII – XIX вв. художник совершил длительное путешествие по России и воочию наблюдал народную жизнь. На одной из гравюр изображены игра в городки, которые Аткинсон называет «кеглями» (stittles).

Год спустя, в 1805 г., в Лейпциге был издан альбом под названием «Игры и увеселения русских из низших классов», где также представлены раскрашенные гравюры, созданные по рисункам немецкого художника Х. Г. Гейслера. Он жил в России с 1790 по 1798 гг.

Две гравюры в этом альбоме посвящены городкам. К нам дано описание: «Городки. Эта игра известна, строго говоря, только в России, поскольку требует значительной силы. Поэтому в нее играют только сильные и крепкие люди, волею судьбы обитающие в этой суровой стране… Каждая партия занимает свой круг, и один игрок за другим бросает палку в область противника; или, проще говоря, в соседний круг, так, чтобы выбить стоящие в нем бруски за пределы круга. Та партия, которой это удается лучше и быстрее, одерживает победу, и тогда побежденные обязаны носить на себе победителей вокруг обоих кругов. Эта игра у русских одна из самых излюбленных. Когда собирается большая компания, обычно играют именно в нее».

Особенно популярным стал вышедший в годы Отечественной войны 1812 года в Париже двухтомный альбом под названием «Народы России». В нём представлена галерея прекрасных гравюр, охватывающих практически все стороны жизни русского (и не только) народа. Автором рисунков стал русский художник Е. М. Карнеев. Альбом пользовался огромной популярностью во Франции и во всей Европе.

Кто играл в городки?

Судя по первым гравюрам, изображавшим игроков, в городки играли люди низших сословий – деревенские мужики или горожане простого звания. Представители благородного сословия на картинках присутствуют, но только в качестве зрителей. Вполне возможно, что ещё в начале XIX века игра эта считалась простонародной. Однако уже с середины века она захватывает и высшие сословия.

Фото: Московские суворовцы###https://www.mccvu.ru/news/moskovskie-suvorovtsy/suvorovskie_gorodki/

Свидетельствует о том сам Лев Николаевич Толстой, который оставил в «Кавказских воспоминаниях» описание того, как играл с товарищами по службе в городки: «Вечер был славный, лучшие игроки собрались, и мы играли в городки. Я, прапорщик Д. и поручик О. проиграли сряду две партии и, к общему удовольствию и смеху зрителей, офицеров, солдат и денщиков, глядевших на нас из своих палаток, провезли два раза на своих спинах выигравшую партию от одного кона до другого».

Лев Толстой играет в городки в Ясной Поляне, 1909 г. Фото: Т. Тапсель / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B5%D1%82_%D0%B2_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8.png

Автор известных мемуаров «50 лет в строю» генерал А. А. Игнатьев (1877–1954) также свидетельствует, что в годы Русско-японской войны 1904– 1905 гг. игра в городки была распространена среди офицеров в армии.

Но всё же сердцем городошной потехи были ярмарки. Особенно многочисленные и шумные состязания происходили в Нижнем, куда стекались лучшие городошники России. Игра была столь популярна, что на время состязания даже приостанавливались торги, поскольку и продавцы, и покупатели теснились на центральной площади ярмарки, чтобы не пропустить любимую забаву.

Столько популярная в народе игра не могла не найти своё отражение в искусстве. В 1836 г. скульптор А. В. Логановский создаёт гипсовую статую «Юноши, играющего в свайку». В том же году Н. С. Пименов представляет публике монументальную скульптуру «Юноши, играющего в бабки». А в 1839 году их коллега А. А. Иванов создаёт завершающий образ триптиха – гипсовую статую «Юноши, играющего в городки», которая ныне хранится в Русском музее.

А. Иванов. «Играющий в городки», 1839 г. Фото: Современный музей спорта

Есть ещё одно известное произведение искусства, изображающее игрока, – это скульптура «Городошник», созданная скульптором М. Г. Манизером в 1927 г.

От Николая II до Сталина

К XX веку городки становятся поистине всенародной игрой и проникают даже в высший свет. Возникают первые частные клубы, которые нередко создавались в дворянских усадьбах. Не избежал этого увлечения сам император Николай II, известный поклонник спортивных игр. В последние месяцы ссылки в Тобольске он оставил в своём дневнике такую запись: «18-го сентября. Понедельник. Осень в этом году здесь замечательная; сегодня в тени было 15°, и совсем южный теплый воздух. Днем играл с Валей Д[олгоруковым] в городки, чего не делал много, много лет».

Поклонниками городков были многие известные люди. Заядлым городошником был знаменитый учёный физиолог Иван Павлов, который играл и в весьма преклонном возрасте. Увлекались городками Максим Горький и Фёдор Шаляпин. Любили метнуть биту и вожди Советского государства. В. И. Ленин, по воспоминаниям современников, был заядлым городошником и, даже находясь на лечении в Горках, когда у него было много свободного времени, постоянно играл в любимую игру. Сталин тоже любил городки и, по воспоминаниям, играл очень прилично.

А. М. Горький с битой. Фото: Национальный музей Республики Татарстан

И. В. Сталин за игрой, 1930-е. Фото: Федерация городошного спорта России###https://gorodki-russia.ru/istoriya/

Спорт новой эпохи

Сразу после Октябрьской революции в Советской России началось изобретение новой революционной культуры. Городки как пролетарскую игру стали продвигать на государственном уровне, противопоставляя её «буржуазным» увлечениям вроде кеглей, гольфа или бильярда. Не случайно поэтому, что вскоре советская власть придала городкам официальный статус. Случилось это 100 лет назад, 19 августа 1923 г., когда были утверждены «Единые правила игры в городки» и создана Союзная Федерация городошного спорта СССР. Этот день и считается днём рождения городошного спорта в России.

Фото: Фотострана###https://fotostrana.ru/public/post/235888/2528971357/

Массовое увлечение игрой и поддержка государства открыли перед городками по-настоящему спортивные перспективы. Уже в 1923 году в Москве были проведены первые всесоюзные соревнования, а в 1928-м городки включили в программу первой Всесоюзной спартакиады.

В 1933 году правила игры в городки были унифицированы. Для официальных состязаний были выбраны 15 фигур из более чем 220 известных к тому времени городошных фигур, придуманных в различных регионах страны. С 1936 года стали проводиться чемпионаты России и союзных республик.

Расцвет городков в Советском Союзе приходится на 50 – 70-е годы. Тогда городошным спортом в нашей стране занимались сотни тысяч человек, городки стали третьим по массовости спортом после футбола и хоккея. В разных уголках страны появились целые династии мастеров городошного спорта, были созданы мощные клубы, особенно известными были команды «Серп и молот», «Спартак», «ЗиЛ».

Фото: Федерация городошного спорта России###https://gorodki-russia.ru/istoriya/

Но вскоре начался спад популярности игры, он пришёлся на 80-е, а с развалом страны в 90-е принял катастрофические размеры – людям было не до того. Правда, в 90-е происходит интернационализация городков: была создана Международная федерация городошного спорта, с 1995 года проводятся Кубки Европы, а с 2001 года – чемпионаты мира. Со временем ситуация с городками стала выправляться, сборная команда России занимает лидирующее положение в мире, но до былой славы по-настоящему национального вида спорта городкам, к сожалению, всё ещё далеко.

Но это не мешает любить городки и играть в них всем желающим при любом удобном случае: игра проста, увлекательна и не требует особой подготовки. К 100-летию городошного спорта в России пройдут различные акции. Так, 22 июля, московский Музей Победы откроет городошную площадку в Парке Победы. Прийти и попробовать свои силы может любой (каждые выходные с 13.00 до 18.00). К юбилею городошные состязания пройдут и в других городах страны. 

Также по теме

Новые публикации

90 лет назад, 30 мая 1934 года, родился советский космонавт, дважды герой Советского Союза Алексей Леонов. Алексей Архипович совершил два космических полёта. И оба стали легендарными. Сегодня память о космонавте и его неутомимой общественной деятельности хранят по всей России, но особенно – на его малой родине, в Кузбассе.
Чтобы добраться до Байкала, нужно  сначала прилететь или в Иркутск, или в Улан-Удэ. Возможность посетить буддийский центр России показался более экзотичным, и мы купили билеты до Улан-Удэ. Это точка на карте, которая вынужденно попалась нам на пути к Байкалу, в итоге оказалась совершенно особенной и незабываемой.
Когда в Китае вышел в прокат художественный фильм «Красный лебедь», он сразу же стал лидером проката. В картине идёт речь о советском хореографе Петре Гусеве (1904 – 1987), ставшем основателем Китайского национального балета. Сегодня в Китае чтут и помнят имя этого подвижника русского балета.
Греческий писатель и историк Георгиос Романос убеждён: война Запада с Россией началась не вчера, а ведётся в различных формах на протяжении восьмидесяти лет, и спровоцированные события на Украине – часть этого противостояния. Об этом историк заявил на недавнем круглом столе в Афинах, посвящённом Дню Победы и роли СССР в разгроме нацизма.
Ольга Игбо приехала в Нигерию в 1984 году, преподавала в университете русский язык, а сегодня руководит Центром науки, культуры и творчества для русскоговорящих «Источник». Сегодня к ней обращаются студенты и выпускники школ, заинтересованные в изучении русского языка для учёбы в России. И таких желающих, по её словам, могло быть гораздо больше.
Объединяя молодых журналистов, фотографов, блогеров, документалистов и аниматоров, Международный медиафорум «Диалог культур» выводит их лучшие работы на уровень высокого искусства, которому совершенно не мешают географические, языковые и религиозные различия.
Русский язык как любая живая система подвержен изменениям, влиянию внешних факторов и объективных социотехнологических процессов. Эта мысль в разных контекстах звучала на многих секциях прошедшего в Москве IV Костомаровского форума.