Музейная ночь за деньги
Кто бы мог подумать, что впервые проведённая 16 лет назад «Ночь открытых дверей» в музеях Германии получит невиданное по размаху, популярности и менеджменту продолжение. И какое! «Ночь музеев» теперь проходит почти по всему миру – в 157 странах – в рамках Международного дня музеев, отмечаемого 18 мая. Кстати, сам праздник в мировом календаре появился по предложению СССР, сделанному Международному совету музеев (International Council of Museums) в 1977 году. Но как же «в духе творчества и инноваций» его «модернизировала» новая Россия!
«Ночь музеев» задумывалась и проводится, например, в Германии и ЕС как бесплатный пир культуры для студентов, пенсионеров, малоимущих и даже бомжей, но ночью. Днём те же музеи работают за плату, а вот поздним вечером и ночью – общедоступны безвозмездно. Ещё поэтому в 2010 году тема Международного дня, а точнее, ночи музеев, была определена как «Музеи во имя социальной гармонии», в 2011-м – «Музеи и память», в 2012-м – «Музеи в меняющемся мире». Россия странно горда тем, что вписалась в мировую тенденцию, но опять очень по-своему. В Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Томске, Волгограде, Ханты-Мансийске, Тюмени «Ночь музеев» желающим её посетить обходится дороже, чем если бы люди пошли в те же музеи днём.
«Инновационное мышление», так сказать. Оно заключается в том, что почти во всех этих городах посещаемость бьёт рекорды. В Екатеринбурге, к примеру, музейные площадки в 2010 году приняли 64 тысячи человек, в 2011-м – 80 тысяч, а в 2012-м ожидается до 100-115 тысяч.
Но каждый год костью в горле для местных администраций встаёт неудобный, но логичный вопрос: а почему, собственно, в Европе «Ночь музеев» бесплатна, а у нас за деньги?
– Видите ли, – говорит Александр Протасевич, заместитель министра культуры Пермского края. – В ЕС просто открывают двери своих музеев на ночь, а мы под каждую площадку готовим специальные проекты, иногда на одну ночь. Или приурочиваем создание эксклюзивных выставок ко Дню музеев, за что и берём деньги с тех, кто желает оказаться в первых рядах премьер сезона или года.
Вот оказывается в чём «инновационность» – заработать на росте посещаемости здесь и сейчас. В Европе и США сначала модернизируют музеи – технически и технологически обновляют экспозиции, а уже потом поднимают цену. И в «Ночь музеев» посещение остаётся бесплатным. У нас же всё наоборот: цены взвинчивают именно раз в году, и именно в «Ночь музеев». Конечно, не всюду, но грешат этим многие российские музеи.
Правда, надо отдать должное не то гибкости, не то прогибаемости нового музейного менеджмента: в Екатеринбурге и Новосибирске официально объявлено, что роста цен в «Ночь музеев», как раньше, не будет – в 2012 году стоимость билетов в музеи никак не будет отличаться от повседневной входной платы. Экое «демократическое» достижение. Не то что какие-то там «отсталые» Волгоград, Ханты-Мансийск и Пермь. В этих культурных городах, чтобы снизить градус социального ворчания малоимущих, официально объявлено: 18 мая, в Международный день музеев, граждане примерно с 11 до 18 часов смогут бесплатно попасть в любое областное музейное учреждение (городские и муниципальные останутся платными), а за «Ночь музеев» придётся платить по обычному дневному тарифу. Вот только что делать днём в музее 17 мая, если, как уверяет музейный менеджмент, он готовит «эксклюзив» или «спецпроект» на ночь глядя? Любоваться монтажом объектов для индивидуальных спецпроектов?
Вот так в новой форме продолжается старый спор, принадлежит ли культура исключительно к духовной сфере и должна находиться на дотации государства или способна приносить коммерческий доход.
– У культуры испокон веков двойная природа: с одной стороны, она духовна, с другой – культурные ценности могут быть экономическими, – считает Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. – Задача современного государства в том, чтобы создавать рынок, на котором люди могли бы покупать культурные продукты. За счёт чего культура могла бы развиваться. Ведь если она не востребована, то она и не развивается. А какой смысл хранить культуру в замкнутом пространстве музеев и хранилищ, где ею никто не пользуется? Всё же разумнее стремиться к равновесию, когда культура духовна, но может быть и экономически выгодна.
Вот только, как показывает практика создания рынка российских культурных индустрий, происходит подмена понятий. Именно в «Ночь музеев», которая должна быть бесплатной, модернизаторы рынка культурных индустрий вдохновляются почему-то раз в году. Почти как у Пушкина: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Но ведь рукопись сначала надо создать, а многие современные музеи не особенно и стараются – продают в «Ночь музеев» или то, что под руку подвернулось, или спецпроекты и эксклюзивные экспозиции – то, что должно быть хотя раз в ночь оставаться бесплатным. Хотя именно этот путь – повышения финансирования государством потребностей культурного развития и стремление превратить культуру в отрасль экономики, делая её доступной обществу, – и выбрала в своё время Европа. Россия же опять догоняет. Правда, по своему особенному пути. Как признают многие эксперты рынка культурной индустрии, рынок потребления такой продукции пока узок и почти упёрся в потолок своих возможностей – как из-за низких доходов населения, так и из-за алчности тех, кто этот культурный продукт продаёт обществу.
Вот такая бесплатная «Ночь музеев» за деньги. Модель взаимопонимания между бизнесом и государством, между в муках рождающимися культурными индустриями и музеями пока не найдена – её ещё только предстоит сформировать.
Владимир Емельяненко