EN
 / Главная / Публикации / Культурная территория России

Культурная территория России

19.04.2012

Патриотизм. Сегодня трудно найти понятие более опошленное, изувеченное демагогией. Но тем необходимее, очистив его от всевозможной накипи, разобраться, на чём, на каких ценностях основано это самое естественное чувство – любовь к родине. Вообще-то родину любят и вовсе без каких-либо соображений – любят, и всё тут. И всё же попробуем определить формулу этой химической реакции.

Чтобы любить родину, надо как минимум быть с нею неразрывно связанным. Не чувствовать себя заезжим и случайным гостем на этой земле. Что это значит на практике? Во-первых, родная страна должна ощущаться местом с уникальными условиями для самореализации. Не в бытовом плане, не в материально-денежном (хотя благосостояние – вещь важная), а в плане культурной самореализации. Это место, где тебя считают своим, где тебе легко выражать свои мысли, потому что тебя поймут, где твои культурные потребности и устремления кажутся естественными и рядом живущими. Во-вторых, родина – это земля, которую человек хорошо знает.

Москва – Урюпинск: кто они друг другу?

Туристический комплекс «Этномир»Калужская область

Удивительное дело: чем более развиты коммуникации и чем совершеннее транспортные артерии, тем меньше знаем мы свою страну. А между тем не может всерьёз ощущаться как ценность то, чего не видел и не знаешь. Чужое не особо и жалко. Если ты в Москве, Урюпинск для тебя – чистая абстракция. Ощущение частицы себя не возникает. Вот и Москва для многих россиян стала всего лишь столицей денег, политики и гламура – в этом цветном тумане растворяются системообразующие культурные и жизненные конструкции. Это серьёзная культурная проблема нашей страны. Мы знаем о России преступно мало, перемещаемся по ней редко, и даже те наши знания, что есть, имеют очень короткий географический радиус.

Можно кивать на размеры всё ещё самого большого (по территории) государства, на последствия недавнего, по меркам истории, распада СССР. Но в былые годы молодёжь проходила через армейскую службу вдали от дома, существовало распределение окончивших вузы специалистов, доступнее были поездки и полёты. Существовала широкая сеть малых аэродромов, речного пассажирского сообщения, ныне в значительной степени разрушенная. Логистика стала сложнее, а поводов перемещаться в пространстве меньше – и вот уже для жителей Дальнего Востока Китай ближе, нежели российский центр. Обратим внимание: развитие рынка само по себе вовсе не гарантирует поддержание и развитие связей сограждан и территорий. Тем важнее целенаправленные действия государства по упрочнению единства культурного пространства.

Ударники незримой пятилетки

Башня Сутягина в Архангельске

Какими должны быть действия в плане культурного строительства? Это работа по двум основным направлениям. Первое: культурное строительство на местах. В идеале всякая часть России должна представлять для гостей самостоятельный и даже уникальный культурный интерес. Как тут не вспомнить замечания учёных-географов о том, что в России почти нет провинциальных городов – даже крупные населённые пункты, по сути, являются гигантскими рабочими посёлками, местами ночлега персонала промпредприятий.

Понятно, кроме государственных программ, потребуются инициативы снизу. Местным жителям виднее, в чём уникальность их территории. А вовлечённость инициативных групп и сообществ в культурное строительство создаёт то самое ощущение ценности результатов этого строительства, то есть чувство патриотизма. В проекте Закона о культуре, который сейчас в стадии принятия в Госдуме, в статье 14 «Право на объединение в культурные сообщества, создание общественных объединений в области культуры» прямо указывается, что культурные сообщества вправе: содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев.

Второе направление – в развитии инфраструктуры доступа к этой уникальности, от физического до виртуального, через СМИ и электронный информационный обмен.

Важнейшим инструментом воспитания патриотизма является культурный и образовательный туризм. В проекте закона именно развитие культурного туризма как деятельности, имеющей целью приобщение людей к культурному наследию, популяризация культурного наследия Российской Федерации провозглашается как одна из целей государственной политики в сфере культуры.

Сделаем особый акцент на этом направлении. Необходимая для туризма инфраструктура неизбежно станет использоваться местными жителями для повседневных нужд, а возникающие вокруг подобных проектов возможности для частного бизнеса способны заметным образом улучшить экономическую ситуацию в регионе. Это классическое поле для государственно-частного партнёрства: спонсируя образовательный туризм, государство частному бизнесу, по сути, гарантирует поток клиентов. Позитивный опыт по этой части есть в Китае, где масштабы спонсируемого государством образовательного туризма поражают воображение, и это оказывает решающее влияние, к примеру, на развитие повсеместной сети недорогих гостиниц.

Уроки парагвайского

Приведу ещё один пример важности для территориальной целостности государства культурного освоения и изучения территорий. В 1932 году разгорелась война между Боливией и Парагваем за пустынную область Гран-Чако, в которой будто бы имелись залежи нефти. Вооружённый конфликт развязала Боливия, которая имела очевидные военно-технические преимущества над противником, однако за два года боевых действий она проиграла войну. Почему так произошло? Серьёзный вклад в победу внесла политика Парагвая в мирное время. В 1924-1932 годах правительство страны отправило в район Гран-Чако 13 комплексных исследовательских экспедиций, которые возглавил бывший генерал-майор русской армии И.Т. Беляев. В ходе экспедиций впервые были не только составлены детальные географические карты, но и выполнено комплексное описание флоры и фауны, составлены словари местных индейских языков.

Всё это дало возможность не только Беляеву и его русским сподвижникам (принявшим потом участие в боевых действиях), но равно и прочим гражданам Парагвая осознать Гран-Чако частью своей страны, которую стоит защищать. То есть родиной.

Больше, чем Россия

Часовня равноапостольнойкнягини Ольги на русском военномнекрополе в Пирее (Греция)

Раз уж мы затронули судьбы наших соотечественников за рубежом, нельзя не упомянуть ещё одну сторону патриотизма как культурного явления. Состоит она в осознании того, что все мы – сыновья России-матери. А братья не перестают оставаться братьями, даже если покинули отчий дом, так ведь?

Необходима грамотная политика в этой сфере. Там, за пределами наших границ, есть культурная территория России. И она куда больше нашего государства. И там, за этими культурными ценностями, стоят те самые соотечественники, посещающие русское кладбище или русскую церковь, содержащие на свои средства уникальные архивы и библиотеки, да и просто внимательно следящие за нашей жизнью. Ведь само наше присутствие за рубежом, степень уважительности, с которой мы относимся к самим себе и своей культуре, определяет, захочется ли выходцам из России ощущать связь со своей исторической родиной.

Во времена СССР огромный пласт культурного наследия по идеологическим причинам оказывался вне государственного внимания. Так, одной из открытых проблем являются российские воинские захоронения времён Первой мировой войны, оказавшиеся на территории Западной Европы. Их учёт, тем более содержание, является проблемой. А частные добровольцы, пытающиеся выполнить эту, в общем-то, государственную функцию, с трудом находят понимание в государственных российских учреждениях.

Будем надеяться, что на этом направлении государству удастся совершить рывок. Проделать огромную работу – как практическую, так и нормотворческую. И толчком должен стать Закон о культуре.

Григорий Ивлиев

Источник: газета «Труд»

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева