Какое будущее у мюзикла в России?
За 10-12 лет развития мюзикла в России он стал устойчиво восприниматься как коммерческий масскульт. Между тем не надо забывать, что это серьёзный театральный жанр, такой же, как драма, опера, балет, оперетта. Конечно, по определению, мюзикл должен собирать огромное количество зрителей – и приносить прибыль. А значит, представление должно быть, прежде всего, зрелищным. Но это означает и то, что в нём должны сочетаться и хореография, и вокал, и сильная драматургическая основа. Чем больше этих составляющих, тем выше шансы мюзикла понравиться большему количеству людей.
– Нужно говорить не только об инвестиционной стороне, о коммерческой привлекательности мюзикла, но и о том, что сегодня возникла потребность в жанре, он развивается, – считает генеральный директор Театра мюзикла Александр Попов.
В прошлом сезоне на московской сцене шло пять профессионально поставленных мюзиклов, среди них и весьма известные: «Монте-Кристо», Zorro и «Продюсеры». Тем не менее в России существует острая проблема кадров: не хватает режиссёров-постановщиков, дирижёров, хореографов. Пока она решается путём приглашения специалистов из-за рубежа. По-своему это неплохо, поскольку создание смешанных творческих коллективов привносит особенный колорит в постановку. Да у продюсеров и нет выбора: собственная школа в нашей стране пока отсутствует.
На российской сцене мюзикл лишь в начале своего пути. Поэтому сложилась весьма необычная для столь коммерциализированного жанра ситуация: все представители этого направления, несмотря на конкуренцию, заинтересованы в успехе друг друга.
– Нас так мало, что любой неудачный проект формирует неправильное представление у зрителей о том, что такое мюзикл, – объясняет Алексей Болонин, продюсер «Монте-Кристо».
На днях в Москве прошёл круглый стол, посвящённый будущему мюзикла в России.
Все участники сошлись в том, что смотрят на будущее мюзикла с оптимизмом – и строят большие планы.
К примеру, Дмитрий Богачёв, генеральный директор Stage Entertainment (продюсер российских постановок Mamma Mia!, «Красавица и чудовище», Zorro, «Звуки музыки») собирается поставить в 2013 году, когда будет отмечаться 400-летие династии Романовых, мюзикл «Анастасия» – о четвёртой дочери Николая II.
Пока не известно, из кого будет состоять постановочная группа, ведь продюсер надеется на «интернациональную судьбу» мюзикла. Но режиссёр, очевидно, будет российский.
– Иначе мы получим американскую «Анну Каренину» или «Доктора Живаго», – отметил Богачёв.
В планы Stage Entertainment входит и постановка легендарного «Призрака оперы» на московской сцене. Существует ряд объективных сложностей, поскольку права на оригинал были заморожены на несколько лет. Поэтому точные сроки премьеры в России пока назвать сложно. Известно лишь, что это будет перенос постановки в том виде, в котором она была создана, а не адаптация, как было сделано со «Звуками музыки». «Улучшить эту постановку практически невозможно, и лучше не пытаться», – подчеркнул глава компании.
Продюсеры «Монте-Кристо» Владимир Тартаковский и Алексей Болонин также намерены обратиться к русской истории. Впрочем, о чём именно будет постановка, говорить отказались.
– Не могу пока сказать название, мы думаем над ним. Но работать над новым мюзиклом будет та же постановочная группа, которая трудилась над «Монте-Кристо», – сообщил Тартаковский.
Работу над мюзиклом для детей намерен начать генеральный продюсер Московского театра Et Cetera Давид Смелянский. А вот поклонникам трагически известного «Норд Ост» не повезло. Все участники сошлись во мнении о невозможности его возвращения на сцену. «Это уже легенда, она и должна остаться легендой», – заметил Смелянский.
Елена Хрулёва