EN
 / Главная / Публикации / Максим Шостакович: Творчество Михалкова обнажило во всей полноте Русскую идею, природу русского духа

Максим Шостакович: Творчество Михалкова обнажило во всей полноте Русскую идею, природу русского духа

19.10.2011

Недавно состоялась премьера фильма «Цитадель» одного из лучших режиссёров нашей страны – Никиты Михалкова.

Фильм «Цитадель» – это заключительная часть грандиозной киноэпопеи, масштабная народная драма, которая потрясла меня. После просмотра я со всеми зрителями долго аплодировал стоя. Ключевая идея «Цитадели», её высшее предназначение, заставляет зрителя задуматься о трагической судьбе России ХХ века, пережитой нами войне, страшных годах ГУЛАГа. На этом фоне Михалков повествует о вечной любви, человеческом героизме, самопожертвовании во имя Родины. Режиссёр обращается ко всем честным сынам Отечества, провозглашает высшие духовные ценности своего народа.

И вот я с гордостью узнаю о выдвижении «Цитадели» на престижную мировую кинопремию «Оскар».

Но вместо всеобщей радости за художественное достижение соотечественника в некоторых СМИ, радио и телепередачах начинается оголтелая травля нашего выдающегося режиссёра. И я с ужасом не понимаю, где я нахожусь, в каком времени, в каком пространстве. Слово в слово, шаг в шаг повторяется кампания травли моего отца в былые жестокие времена нашей страны. Все приёмы лжи и оскорблений – прежние. И это меня потрясает. Тогда всё шло в ход – газеты дружно публиковали гнусные статьи, бросали в грязь публичной лжи его великие произведения, называя их «сумбуром вместо музыки». По радио выступали лицемерные критики, печатались «гневные отзывы трудящихся». Многие со страху отвернулись от отца, боясь произнести слово в его защиту. Лишь немногие настоящие друзья, реально рисковавшие своим положением, своей жизнью не отступили, не предали. В те времена чудовищный механизм, который давил и уничтожал художника, был понятен. Его целью было сделать его «управляемым», заставить творить в угоду власти. Теперь же нападки на Михалкова приобрели черты мести, злобы, зависти, сведения личных счётов. Сегодня фильмы Михалкова называют тем же «сумбуром». Недавно по радио «Эхо Москвы» я слышал вирши некоего стихоплёта, в которых говорится, что «Цитадель» Михалкова – это «вонь» и «кисель вместо мыслей о Боге». В эфире трещат злобные голоса каркающих ворон, норовящих клюнуть побольнее, но не видно тех, кто дергает их за хвосты. Как и в прошлом, в радиоопросах слушателей раздаются голоса «трудящихся»: «Фильма не смотрел, но осуждаю». Во времена моего отца это называлось ёмким словом – пропаганда.

А какие были брошены силы, чтобы изолировать художника от его зрителя, не дать посмотреть картину! Так, одновременно, день в день с выходом на экраны «Цитадели» был запущен в прокат фильм «Пираты Карибского моря» с целью переключить внимание зрителя развлекательное на кино, а пресса намеренно отворачивала зрителя от фильма Михалкова. Как аргумент против выдвижения «Цитадели» на «Оскар» приводилось то, что, видите ли, фильм не «собрал кассы». Пресса шипела: «Провалился в прокате». Вспоминаю, как мой товарищ, замечательный пианист Николай Петров, царствие ему небесное, однажды в споре со своим оппонентом из цеха развлекательной музыки сказал: «А вы просверлите дырку в стене женской бани, так ещё больше зрителей наберёте».

Так в чём же подлинная суть этой сегодняшней травли Михалкова и его фильмов?

Да в том, что чужая культурная идея, в сущности, чуждая традиционной русской духовности, пытается её уничтожить. Кто же эта «пятая колонна», которая вступила в смертельную схватку с истинным патриотизмом? Это те, кто шкурой чувствует, что  творческая, духовная позиция Михалкова занимает их нишу.

Как любой большой художник, Михалков своими фильмами стремится сказать своему народу правду о войне, любви, вере. Восстановить то, что было разрушено десятилетиями, связать то, что было разорвано, вернуть то, что утрачено… Но ложь вопиет ещё до того, как художник начинает говорить… Я всегда задавался вопросом: «Как мой отец, читая всю грязь, льющуюся на него со страниц газет, мог собрать себя в кулак, сесть за стол и сочинять свою великую музыку?» Однажды он сказал: «Если мне отрубят руки, я возьму перо в зубы и буду писать!» Для этого надо иметь огромное мужество. Так и сегодня, Михалков, несмотря ни на что, не сдаётся, не перестаёт работать, говорить с народом. Я верю, что впереди у него новые творческие победы.

Нынешний наш век уже обозначил себя войнами, терроризмом, столкновениями на религиозной почве. Не обошло это и нас настойчивым наступлением на православие, на нашу Церковь, издревле воспитывавшую в народе дух истинного патриотизма, героизма, жертвенности во имя Отечества.

Творчество Михалкова, человека православного, пронизано этим вечным русским национальным призывом. Это его святое кредо, его гражданский долг. Но, видимо, не всех это устраивает. Я всегда решительно отвергал расхожий тезис: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Я понимаю священное понятие патриотизма – прямо! Это – любовь к Родине! Фильмы Михалкова так же, как и его книги «Прямая речь», «Манифест», созданы во имя этой любви. Для меня Михалков уже не только режиссёр. Он – солдат на поле брани за веру, честь и достоинство своего народа. И этот народ переживает сейчас духовное возрождение, чтобы, наконец, открыть самого себя. Этой цели служат фильмы Михалкова.

Мой отец всегда был истинным патриотом своей Родины, и я горд, что от него это великое чувство перешло ко мне. В 1942 году, когда в блокадном Ленинграде прозвучала его 7-я симфония, он писал: «Гитлер на весь мир прокричал, что славянство, мол, низшая раса, исторически призванная быть рабами. Фашисты ненавидят славянство, как и всё в мире, что одарено талантом, живой мыслью и благородными человеческими устремлениями. Я горжусь тем, что я – Русский. Я горжусь тем, что я сын своего народа, что я славянин!»
Фильмы Михалкова – это его 7-я симфония! И недопустимо, чтобы высокое чувство национального самосознания, патриотизма выдавались за «вульгарный национализм». «Не судите, да не судимы будете!» Творчество Михалкова стоит прочно. Оно обнажило во всей полноте Русскую идею, природу русского духа, и я хочу, чтобы это чувство величия моей Родины, моего народа, который в исторической перспективе переживёт все выпавшие на его долю испытания, передалось моим, нашим детям.

Не могу здесь не упомянуть о потрясающих документальных работах Михалкова о судьбах старой  русской эмиграции, об их преданности Родине, об их вере и любви к Отечеству. О них страстно говорит Никита Михалков. Говорит о необходимости связать разорванные поколения. И нельзя, чтобы наши потомки не поняли, не оценили этого.

Как и Михалков, я верю, что Россия обретёт своё величие, какие бы тёмные силы ни стояли на её пути. Сейчас уже не так важно, получит ли «Цитадель» «Оскар» или нет. Получит – буду радоваться, но дело сделано, и фильм Никиты Михалкова уже внёс свой вклад во славу Русской национальной идеи, и я готов встать с ним рядом, плечом к плечу.

Максим Шостакович

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева