Стоя на берегу океана
С 4 по 10 октября в столице прошла VII Биеннале поэтов, включившая в себя более чем пятьдесят мероприятий и объединившая на своих площадках самых разных авторов из стран Европы, Америки, Африки, Австралии и, конечно, из России.
– Москва – это не только реклама ботинок и кока-колы. Москва – город поэтов. Нужно, чтобы все об этом знали, – с такими словами президент Международной биеннале поэтов Евгений Бондаренко обратился к журналистской братии, мотивируя собравшихся на открытии сотрудников СМИ рекламировать, писать, освещать и всячески содействовать. И хотя нельзя назвать причинно-следственную связь между обувью и поэзией достаточно прочной, в целом высказывание соответствует истине. По крайней мере, на время проведения фестиваля Москва действительно становится средоточием поэзии, причём не только российской.
Биеннале в некоторой степени определила, в каких отношениях сегодня находятся стихи и... поэтические фестивали. В рамках проекта прошли презентации пяти «малых» фестивалей, среди которых и те, что посвящены голосовому стиху и видеопоэзии. И хотя Александр Кушнер, особенно дорогой гость Биеннале поэтов, с большей теплотой говорил о вечерах поэзии в Политехническом институте, нежели о современных сравнительно более крупных, разрекламированных и растиражированных мероприятиях, всё же он подчеркнул важность подобных событий в жизни молодых авторов: «Им нужно убедиться, что они недаром пишут стихи, что они неслучайно этим занимаются, что их стихи кому-то нравятся. Это очень важный момент в жизни – почувствовать, что твои стихи чего-то стоят».
Стихи и поэтические премии стали отдельной темой, оформившейся в проекте «Современные поэтические литературные премии: открытие новых имён или чествование поэтов-лауреатов?» А в клубе Bilingua даже прошёл вечер национальной премии «Поэт», имевший у московской публики шумный успех вплоть до яростной полемики между фанатами Гандлевского, Кибирова и Кушнера и их жестокими противниками.
Сам фестиваль тоже не лыком шит и имеет собственную премию «Москва – транзит», лауреатами которой в разное время становились Наталья Горбаневская, Алексей Парщиков, Сверлана Хекова и другие поэты, живущие за пределами столицы. В этот раз выбрали опального белорусского поэта Владимира Некляева, возглавившего у себя на родине кампанию «Говори правду». Он не смог лично присутствовать в зале Центра им. Мейрхольда на собственном чествовании, но зато появился перед публикой оналйн на большом экране, сильно увеличенный в размерах и в компании то ли сотрудника белорусских спецслужб, то ли телохранителя, случайно оказавшегося в поле зрения веб-камеры.
С другими иностранными участниками, а именно они в основном выступали на открытии биеннале, дело обстояло проще, так как практически все исполняли свои произведения на английском и французском языках.
Исключение составил лишь молодой африканский поэт, читавший стихи на родном диалекте. Однако во время общения с журналистами он так же образно выразил свои мысли о природе искусства и международного поэтического братства языком Шекспира и Байрона: «Поэзия – это безграничная вселенная, это океан, в который вливаются все когда-то написанные произведения. Когда я чувствую вдохновение, то как бы стою на берегу этого океана. Очень близко к воде. И чувствую его энергию, это даёт возможность и смелость творить».
В целом, программа VII Биеннале поэтов оказалась интересной и разнообразной, вот только по окончании осталась тень сомнения – что это было: «стихи» или всё-таки «и»?
Елена Закрыжевская, газета «Культура», специально для «Русского мира»