EN
 / Главная / Публикации / Марк Горенштейн: Музыка – такая сфера, где нельзя останавливаться

Марк Горенштейн: Музыка – такая сфера, где нельзя останавливаться

06.10.2011

Увольнения или отставки руководителей художественных коллективов, будь то известный театр, музей или оркестр, в последнее время повторяются всё чаще. Что убеждает в системности происходящего и заставляет задуматься о сложившейся  ситуации в нашей культуре, точнее, в сфере, подведомственной Министерству культуры. Следующим после ухода Юрия Любимова из Театра на Таганке скандалом стало увольнение на прошлой неделе дирижёра Марка Горенштейна из Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова (ГАСО). Событие не стало неожиданным. О напряжённых отношениях внутри оркестра и о недовольстве Минкульта Горенштейном было известно задолго до увольнения, которому предшествовала настоящая информационная война. Были тут и открытое письмо оркестрантов, обвинивших своего дирижёра в деспотизме и хамстве, и открытое письмо самого Горенштейна, а затем и других уважаемых деятелей культуры в его поддержку, и многочисленные комментарии всех участников конфликта. Стороны так и не смогли прийти к компромиссу, и министр Авдеев принял довольно жёсткое решение. На следующий день после увольнения дирижёр дал пресс-конференцию, где изложил свой взгляд на скандал. Довольно эмоционально Горенштейн обвинил своих бывших сотрудников в предательстве, а Министерство культуры – в непрофессионализме и интриганстве.

По поводу своего увольнения дирижёр недоумевает: «Зачем это сделано? Зачем надо разрушать самый успешный российский оркестр?» Объяснение самого музыканта звучит довольно экзотично: «Слишком много добра я им сделал, превысил критическую массу добра…». О судьбе самого коллектива говорить пока рано, но вот вопрос, почему разразился скандал, вполне уместен. 

Предыстория увольнения дирижёра из ГАСО состоит из целого ряда поворотов, каждый из которых Горенштейн подробно прокомментировал. По его версии, вступлением была поездка оркестра в Японию в мае этого года, куда отказалась ехать половина оркестра – из-за боязни радиационного заражения.

Продолжением стал инцидент на XIII Конкурсе им. П.И. Чайковского в июне, когда некорректное высказывание Горенштейна во время репетиции в адрес одного из конкурсантов, Нарека Ахназаряна, попало в СМИ и вызвало скандал. Хотя дирижёр принёс свои извинения, а армянский виолончелист их принял, в дальнейшем выступления ГАСО на конкурсе проходили без Горенштейна. Сам дирижёр объяснил, что он вовсе не имел в виду оскорбить армянского виолончелиста, да ещё по национальному признаку («Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесённый нам, этот аул... Вы будете играть со мной», – сказал он тогда на репетиции), в чём его обвиняют противники.

Именно после истории на конкурсе Чайковского отношения Горенштейна и министерства обострились. Если опустить некоторые подробности, как, например, возмутительное, по мнению дирижёра, отсутствие представителей министерства на похоронах пианиста Николая Петрова, следующий поворот сюжета приходится на конец августа, когда музыканты Светлановского оркестра выступили с открытым письмом к министру культуры с просьбой уволить Горенштейна и целым рядом аргументов в пользу такого решения. Артисты обвиняли художественного руководителя оркестра в хамском отношении, «превратившемся в норму», большой текучке в оркестре, откуда постоянно уходят люди (280 человек за 9 лет управления Горенштейном ГАСО и 60 человек только за последний сезон), унизительной системе денежных штрафов и т.д.  

По словам дирижёра, позиция музыкантов неискренна, а письмо – «стопроцентная ложь» – инициировано Министерством культуры.

Увольнение 233 человек за все годы руководства, поправляет Горенштейн музыкантов, – нормальная цифра. Прежде всего, потому, что пред ним поставили задачу вернуть оркестру былую славу, следовательно, нужно было избавляться от плохих музыкантов. Но в значительной степени эта цифра возникает из-за нормальной текучки, уверен дирижёр: на время гастролей на вакантные места часто нанимаются временные музыканты. Уверен он и в своей правоте относительно штрафов, накладываемых на музыкантов: такая система стимулирования необходима, кроме того, де-факто отобранные у артистов деньги возвращались к ним в конце года в виде двойных и тройных окладов. 

По-своему объяснил Горенштейн, не скрывающий своего перфекционизма, и свою жёсткость с оркестрантами: «Музыка – такая сфера, где нельзя останавливаться, нужно всегда двигаться вперёд. Это тяжёлая профессия, а люди ленятся».

Экс-руководитель ГАСО обвиняет Министерство культуры в непрофессиональном поведении: травле его самого, отмене премьерного концерта сезона, вмешательстве во внутренние дела коллектива. Именно присутствием чиновника Министерства культуры объясняет дирижёр отказ музыкантов играть с ним на репетиции (сам Горенштейн называет это саботажем). Он уверен, что, если задаться целью, подобный скандал, когда музыканты пишут письмо и требуют смены руководства, можно организовать в любом музыкальном коллективе – было бы желание.  

По его мнению, кампания в конечно счёте имеет целью сократить права дирижёров, у которых хотят отнять право раздавать гранты музыкантам. Более того, она больно ударит по многим художественным коллективам, поскольку в конечном счёте все профильные региональные ведомства ориентируются на Минкульт. «Если руководство Минкульта останется на своих местах, это будет иметь последствия для культуры», – заявил Горенштейн.    

Надо сказать, что явно не пользующийся сочувствием журналистов дирижёр всё же не одинок. Скандал приобрёл черты внутрикорпоративного противостояния. Тогда как музыкантов ГАСО поддержали коллеги из московских оркестров, под открытым письмом в поддержку дирижёра подписались такие известные музыканты, деятели культуры, как Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Александр Калягин, Владислав Пьявко и многие другие. Как и в случае с Любимовым, противостояние стало симптомом более серьёзной болезни – совершенно разного подхода к отношениям в творческом коллективе.

– Я сделал два оркестра высочайшего класса из мальчиков и девочек. Я – жёсткий человек на репетиции, признаю это. Так происходит со всеми большими художниками… Не бывает художников с ласковым характером. С ласковым характером может быть дворник, – заявил Горенштейн на пресс-конференции.

Артисты ГАСО, очевидно, со своим бывшим руководителем не согласны, требуя более уважительных и демократичных отношений в коллективе.

Министерство культуры в лице Александра Авдеева, заявившего, что Горенштейн унижает людей, а следовательно, плохой руководитель, приняло сторону оркестрантов.

Впрочем, бывшему руководителю было что ответить. В своё время, после ухода из оркестра самого Евгения Светланова, члены оркестра высказывались за кандидатуру другого дирижёра, однако назначен был всё-таки Горенштейн. Сам маэстро, к слову, успевший поработать во многих странах, считает, что это правильно. «Оркестр никогда и нигде не выбирает дирижёра, только высказывает своё мнение. Так устроено во всём мире», – сообщил он журналистам. Он уверен, что избежать скандала можно было, если бы Министерство заключало контракт на определённый срок, скажем, на 5 лет. А в случае недовольства контракт можно расторгнуть, предварительно уведомив дирижёра. Такова юридическая практика в зарубежных коллективах, и она, по мнению Горенштейна, себя оправдывает. Министерство культуры на это не пошло, и теперь демонстрирует свой непрофессионализм, полагает обиженный дирижёр.

Позиция Горенштейна довольно специфична, но в целом не лишена последовательности. Он своего рода просвещённый диктатор. Убеждённый, что хороший коллектив можно создать только «железной рукой». «Музыкант и дирижёр – по своей природе антагонисты», – утверждает Горенштейн, сам в прошлом музыкант Светлановского оркестра. Заявляя, что конфликт у него был не с оркестром, а с Министерством культуры, тем не менее обижен он явно на всех. Уверенный в неправомерности увольнения, Горенштейн готовит иск против руководства Министерства культуры, а с музыкантами ГАСО он иметь отношений впредь не намерен. «Я никогда больше не буду работать с этими людьми, – заявил он на пресс-конференции. – Я для них сделал больше, чем их родители». 

Эмоциональность и обиды всех вовлечённых в скандал людей – лишь одна часть проблемы. Другая – это десятилетиями складывавшаяся в российских коллективах практика взаимоотношений художественного руководителя, обладающего практически диктаторскими полномочиями (от утверждения программы до и управления бюджетом и найма сотрудников) и простых сотрудников. Которых, похоже, она перестала устраивать совершенно. Чем закончится эта борьба, покажет время. Пока же один из ведущих российских оркестров остаётся в подвешенном состоянии – новый руководитель, обещает Александр Авдеев, будет назначен лишь через полтора-два месяца.

Борис Серов

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева