EN
 / Главная / Публикации / Культурные столицы от Алма-Аты до Одессы

Культурные столицы от Алма-Аты до Одессы

06.10.2011

Претендентов на культурный столичный статус было столько, что и два дня дискуссий не определили эти самые столицы на 2012 год. Принцип ротации – культурные центры будут менять города каждый год – имеет чёткую цель: модернизировать окраины, дав талантам выход энергии на международный уровень. 

Несмотря на загнанность отечественной культуры в угол недофинансирования и невостребованности на рынке, европейские эксперты и российские культурологи, приехавшие в Ульяновск, пришли к дерзкому выводу: у российской культуры есть не просто шанс на модернизацию, она может стать локомотивом новой жизни как для СНГ, так и для Европы.

Неспроста именно Ульяновск встречал конгресс «Культура как ресурс модернизации», организованный ЮНЕСКО при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС). Этот город несколько лет совместно с Нижним Новгородом с успехом был культурной столицей Поволжья, а теперь, войдя во вкус, вместе с Санкт-Петербургом и Пермью осмелел настолько, что пробуется на роль культурных столиц Европы. Как промежуточный итог конкурентной гонки – Ульяновск в 2011 году получил «пилотный» статус культурной столицы СНГ. И право на весь мир заявить: отныне культура становится неотъемлемой частью модернизации. Причём конгресс в Поволжье чётко обозначил вектор культурных инноваций: если предыдущие модернизации по большей части ломали традиционную культуру, то сегодня создание индустрии культуры начинается с укрепления фундамента национальных ценностей.

– Глобализация, несмотря на множественность европейских культур, стирает их индивидуальность, – полагает Габриэлла Байтани-Драгони, директор Генерального директората по вопросам образования, исторического наследия и культуры, молодёжи и спорта Совета Европы. – Мультикультурализм себя тоже не оправдал: надо менять модель взаимоотношений между культурами, чтобы сохранить базовые европейские ценности. В этом смысле 500-летний опыт России по взаимообогащению и развитию национальных культур её народов может стать «пилотной» моделью модернизации.

Амбиции участников конгресса таковы, что они намерены заложить такой фундамент инновационного культурного процесса, при котором культура возьмёт реванш у экономики. Идея проста и не нова: создание таких точек роста – культурных столиц, которые бы служили локомотивом развития, притягивая к себе и культивируя ростки нового. Так, в 70–80-е годы Европа внедряла в умы городов своего Союза простую мысль – чтобы быть культурным, не обязательно жить в столице. С этого начиналась громкая история фестивальных «провинциальных» городов Европы – Авиньона, Зальцбурга, Гейдельберга, Сан-Ремо и ещё доброго десятка культурных столиц ЕС, ставших авторитетами фестивальной жизни и законодателями культурной моды. Эту же схему модернизации культурной жизни ЮНЕСКО предлагает России и СНГ.

Именно в Ульяновске и был запущен механизм создания проекта «Культурные столицы СНГ». Правда, сразу же – с полемикой и конкуренцией за право получить этот статус.

– Я против того, что в 2012 году статус культурной столицы СНГ может получить казахстанская Астана, – говорит Николай Палажченко, советник Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» (Москва). – Одно из условий проекта – изменение культурной инфраструктуры в пользу провинции – настоящего ресурса модернизации. А Астана, как всякая столица, Бишкек, Ереван, Киев, тоже претендующие на этот статус, и без того пресыщена культурными событиями.

По формальным критериям Палажченко прав. К потенциальным культурным столицам СНГ предъявляются три требования: изменение культурной инфраструктуры в пользу провинции, точный подсчёт, сколько было за год низовых контактов между деятелями культуры и сколько новых произведений современной культуры дала или даст та или иная культурная столица. Однако ещё на старте проекта эксперты ЮНЕСКО и Совета Европы предостерегают от повторения их ошибок. Так, в своё время они отказали Парижу, Афинам и Копенгагену в статусе культурных столиц именно из-за их столичности. А потом стали обращать внимание на то, что их культурные мощности и инфраструктура простаивают.  

– У меня тоже сердце разрывается между Алма-Атой и Астаной, – говорит Мухтар Кул-Мухаммед, министр культуры Казахстана, – но Астана, создав инфраструктуру, требует подпитки и культурного наполнения.

Ещё поэтому, когда Армения предложила дать Еревану статус культурной столицы СНГ в 2012 году, спорить никто не стал: в следующем году Армения отмечает 500 лет книгопечатания и становится мировой столицей книги. От Таджикистана культурной столицей может стать Куляб, в будущем году отмечающий 2700-летие, от Белоруссии – Гомель, от Украины – Одесса или Киев, от Киргизии – Ош. От России сразу несколько претендентов-конкурентов – Ульяновск, Пермь, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Томск, Нижний Новгород и Екатеринбург. Есть ещё выжидающие Самарканд и Бухара в Узбекистане, Кишинёв в Молдове, каспийские города Азербайджана.

Правда, намечающаяся конкуренция между российскими городами, оставляет почти равнодушными других представителей СНГ. Причина их осторожности на поверхности – нет средств. Но есть и более глубокая причина: там идёт сложный процесс переосмысления своей истории и роли русской культуры в ней.

– С появлением таких структур, как ЮНЕСКО, фонд «Русский мир», МФГС и Росотрудничество, пусть не гладко, но складывается инструмент культурного и гуманитарного влияния, – говорит Валерий Шадрин, генеральный директор Чеховского фестиваля. – Но нельзя ограничиваться только конгрессами и фестивалями. Кто их будет завтра проводить, если в культурной среде, особенно в СНГ, нет или почти нет молодёжи? Нам нужна система подготовки творческих кадров. Иначе завтра некому будет ставить театральные постановки, снимать кино и модернизировать культурный процесс.

В итоге конгресс пришёл к практике малых дел – процессу определения культурных столиц будет сопутствовать возрождение института взаимных переводов, открывающих рынки для развития культурных индустрий. А чтобы запал не ушёл только в парад фестивалей и звон фанфар, было принято решение: через систему культурных столиц развивать культуру как отрасль экономики. Её первым примером может стать совместная, скорее всего, театральная или музыкальная постановка по произведениям Вильяма Шекспира, у которого юбилей в 2014 году – 450 лет со дня рождения.  

Антон Самарин,
Ульяновск

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева