Культурные столицы от Алма-Аты до Одессы
Претендентов на культурный столичный статус было столько, что и два дня дискуссий не определили эти самые столицы на 2012 год. Принцип ротации – культурные центры будут менять города каждый год – имеет чёткую цель: модернизировать окраины, дав талантам выход энергии на международный уровень.
Несмотря на загнанность отечественной культуры в угол недофинансирования и невостребованности на рынке, европейские эксперты и российские культурологи, приехавшие в Ульяновск, пришли к дерзкому выводу: у российской культуры есть не просто шанс на модернизацию, она может стать локомотивом новой жизни как для СНГ, так и для Европы.
Неспроста именно Ульяновск встречал конгресс «Культура как ресурс модернизации», организованный ЮНЕСКО при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС). Этот город несколько лет совместно с Нижним Новгородом с успехом был культурной столицей Поволжья, а теперь, войдя во вкус, вместе с Санкт-Петербургом и Пермью осмелел настолько, что пробуется на роль культурных столиц Европы. Как промежуточный итог конкурентной гонки – Ульяновск в 2011 году получил «пилотный» статус культурной столицы СНГ. И право на весь мир заявить: отныне культура становится неотъемлемой частью модернизации. Причём конгресс в Поволжье чётко обозначил вектор культурных инноваций: если предыдущие модернизации по большей части ломали традиционную культуру, то сегодня создание индустрии культуры начинается с укрепления фундамента национальных ценностей.
– Глобализация, несмотря на множественность европейских культур, стирает их индивидуальность, – полагает Габриэлла Байтани-Драгони, директор Генерального директората по вопросам образования, исторического наследия и культуры, молодёжи и спорта Совета Европы. – Мультикультурализм себя тоже не оправдал: надо менять модель взаимоотношений между культурами, чтобы сохранить базовые европейские ценности. В этом смысле 500-летний опыт России по взаимообогащению и развитию национальных культур её народов может стать «пилотной» моделью модернизации.
Амбиции участников конгресса таковы, что они намерены заложить такой фундамент инновационного культурного процесса, при котором культура возьмёт реванш у экономики. Идея проста и не нова: создание таких точек роста – культурных столиц, которые бы служили локомотивом развития, притягивая к себе и культивируя ростки нового. Так, в 70–80-е годы Европа внедряла в умы городов своего Союза простую мысль – чтобы быть культурным, не обязательно жить в столице. С этого начиналась громкая история фестивальных «провинциальных» городов Европы – Авиньона, Зальцбурга, Гейдельберга, Сан-Ремо и ещё доброго десятка культурных столиц ЕС, ставших авторитетами фестивальной жизни и законодателями культурной моды. Эту же схему модернизации культурной жизни ЮНЕСКО предлагает России и СНГ.
Именно в Ульяновске и был запущен механизм создания проекта «Культурные столицы СНГ». Правда, сразу же – с полемикой и конкуренцией за право получить этот статус.
– Я против того, что в 2012 году статус культурной столицы СНГ может получить казахстанская Астана, – говорит Николай Палажченко, советник Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» (Москва). – Одно из условий проекта – изменение культурной инфраструктуры в пользу провинции – настоящего ресурса модернизации. А Астана, как всякая столица, Бишкек, Ереван, Киев, тоже претендующие на этот статус, и без того пресыщена культурными событиями.
По формальным критериям Палажченко прав. К потенциальным культурным столицам СНГ предъявляются три требования: изменение культурной инфраструктуры в пользу провинции, точный подсчёт, сколько было за год низовых контактов между деятелями культуры и сколько новых произведений современной культуры дала или даст та или иная культурная столица. Однако ещё на старте проекта эксперты ЮНЕСКО и Совета Европы предостерегают от повторения их ошибок. Так, в своё время они отказали Парижу, Афинам и Копенгагену в статусе культурных столиц именно из-за их столичности. А потом стали обращать внимание на то, что их культурные мощности и инфраструктура простаивают.
– У меня тоже сердце разрывается между Алма-Атой и Астаной, – говорит Мухтар Кул-Мухаммед, министр культуры Казахстана, – но Астана, создав инфраструктуру, требует подпитки и культурного наполнения.
Ещё поэтому, когда Армения предложила дать Еревану статус культурной столицы СНГ в 2012 году, спорить никто не стал: в следующем году Армения отмечает 500 лет книгопечатания и становится мировой столицей книги. От Таджикистана культурной столицей может стать Куляб, в будущем году отмечающий 2700-летие, от Белоруссии – Гомель, от Украины – Одесса или Киев, от Киргизии – Ош. От России сразу несколько претендентов-конкурентов – Ульяновск, Пермь, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Томск, Нижний Новгород и Екатеринбург. Есть ещё выжидающие Самарканд и Бухара в Узбекистане, Кишинёв в Молдове, каспийские города Азербайджана.
Правда, намечающаяся конкуренция между российскими городами, оставляет почти равнодушными других представителей СНГ. Причина их осторожности на поверхности – нет средств. Но есть и более глубокая причина: там идёт сложный процесс переосмысления своей истории и роли русской культуры в ней.
– С появлением таких структур, как ЮНЕСКО, фонд «Русский мир», МФГС и Росотрудничество, пусть не гладко, но складывается инструмент культурного и гуманитарного влияния, – говорит Валерий Шадрин, генеральный директор Чеховского фестиваля. – Но нельзя ограничиваться только конгрессами и фестивалями. Кто их будет завтра проводить, если в культурной среде, особенно в СНГ, нет или почти нет молодёжи? Нам нужна система подготовки творческих кадров. Иначе завтра некому будет ставить театральные постановки, снимать кино и модернизировать культурный процесс.
В итоге конгресс пришёл к практике малых дел – процессу определения культурных столиц будет сопутствовать возрождение института взаимных переводов, открывающих рынки для развития культурных индустрий. А чтобы запал не ушёл только в парад фестивалей и звон фанфар, было принято решение: через систему культурных столиц развивать культуру как отрасль экономики. Её первым примером может стать совместная, скорее всего, театральная или музыкальная постановка по произведениям Вильяма Шекспира, у которого юбилей в 2014 году – 450 лет со дня рождения.
Антон Самарин,
Ульяновск