Возвращение друзей
I Международный фестиваль «Встречи друзей» в Одессе дал старт новому явлению – созданию культурных столиц СНГ. Они с 2012 года вправе эти «Встречи…» устраивать у себя. Открытым остаётся главный вопрос: какие города, предъявив права на фестиваль, станут культурными столицами?
Знаменитая Потёмкинская лестница в первые дни осени встретила настоящий звездопад – в Одессу приехали Григорий Лепс и Хор имени Пятницкого, Полад Бюль-Бюль Оглы и академический ансамбль танца Украины, Пелагея и группа «Сябры» и ещё добрый десяток имён, составляющих элиту национальных культур стран Содружества. Хотя на улице шёл дождь, но по Потёмкинской лестнице и примыкающему Приморскому бульвару не было возможности пройти. Столько собралось народу, который не испугала стихия.
Так в Одессе стартовал I Международный фестиваль культуры и искусства стран СНГ «Встречи друзей». При поддержке МФГС он растянулся на 15 сентябрьских дней. И включил в себя калейдоскоп культурных достижений, знаний о которых соседи по Содружеству были часто лишены: кинематографические и театральные премьеры с Украины, из Армении и России, марафон поп- и рок-музыки из доброй половины стран Содружества, фольклорные, вокальные и симфонические вечера.
Фестиваль в Одессе вызвал настолько неподдельный интерес, что его трансляцию принимали 15 стран. Его смотрела почти 35-миллионная аудитория – не только в СНГ, но и в США, Германии, Израиле и даже Ливане и Австралии.
– Бархатный сезон 2011 года не только явление природы, – считает Валерий Хаит, вице-президент Всемирного клуба одесситов, – после штормов развода это бархатный сезон в отношениях наших обновлённых стран. Хоть и говорят, что СНГ создано для цивилизованного расставания, а народная дипломатия здесь, на фестивале, этот тезис опровергает. Из того, что я увидел – люди не просто соскучились друг по другу. Они понимают, что ими в своих странах управляют в лучшем случае троечники – нет фигур уровня Де Голля или Тэтчер – вот и ломает народ парадигму изоляции или парада национализмов через наш фестиваль.
Живым подтверждением этого тезиса стали рок-фестиваль и байк-шоу на Куликовом поле, куда приехали как известные группы – ДДТ и «Чиж и К», так и рокеры из Грузии, Армении, балтийской Литвы и из соседней Белоруссии. Причём среди рокеров и байкеров было много людей в возрасте.
– Одесса всегда отличалась тем, что хранила верность оппозиционному и нестандартному мышлению, – считает лидер группы и автор почти всех песен «Чиж и Ко» Сергей-Чиж Чиграков. – Вот и в эти почти 20 лет строительства национальных государств она не замкнулась в национальных рамках. Может, поэтому в Одессе не чувствуешь отчуждённости или настороженности публики, как это бывает в других странах.
С ним согласна Александра Ильф, дочь известного писателя, приехавшая в Одессу на открытие памятника Исааку Бабелю. Она заметила, что эмоции и впечатления переполняют фестиваль, но, чтобы ему расти, нужно ещё одно измерение – интеллектуальное. «Нужен фестиваль книг стран СНГ, – считает Александра Ильф. – Тогда количество имеет шанс перейти в качество. Я заметила, что одесситы скучают по русской литературе и публицистике. А уж национальную – стран Балтии, Армении или Средней Азии – они просто не знают».
Об этом Ильф говорила у знакового места – на пересечении улиц Ришельевской и Жуковского, где теперь стоит памятник Бабелю, соединившему в своём творчестве традиции русской литературы и Шолом-Алейхема. Когда закончилась торжественная часть, стих духовой оркестр, разошлись почти все гости и прохожие, а улица вновь зажила размеренной жизнью, Александра Ильф и несколько пожилых дам долго ходили вокруг памятника Бабелю. Искали, куда положить цветы. Не менее преданная и знающая публика пришла и на концерт мужского Хора московского Сретенского монастыря. И хотя, как и на открытии памятника Бабелю, в зале Одесской филармонии были свободные места, атмосфера концерта, когда люди боялись дышать, чтобы не мешать тишине в зале, зашкаливала от волнения и интимности. И, наоборот, когда хор пел «Прощай, любимый город», едва ли не все зрители начинали ему подпевать. Настолько, что дирижёр и регент хора Никола Жило повернулся лицом к залу и начал дирижировать им, а не хором.
– Своими глазами увидел, как Одесса символизирует талант, смелость мысли и сохраняет историческую верность нашей общей культуре, – говорит исполнительный директор Межгосударственного фонда по гуманитарному сотрудничеству СНГ Армен Смбатян. – Ещё поэтому первый фестиваль «Встречи друзей» мы задумали провести именно в Одессе. Это пилотный проект для всех желающих стран Содружества проводить такие фестивали. Его смысл – смотрите, что может получиться, если вкладываться в новую культурную жизнь.
Получилась, как считают художественный руководитель Хора имени Пятницкого Александра Пермякова и директор академического ансамбля танца Украины Виктор Завадский, не столько ностальгия по прошлому, сколько тяга к общему культурному коду, которая усиливается. Вдохновлённые успехом «Встреч друзей», его организаторы планируют превратить Одессу в культурную столицу СНГ, сделав одесский фестиваль ежегодным. А города Содружества, те, что захотят его провести у себя, должны соответствовать двум требованиям – не быть столицей страны и иметь желание принять «Встречи друзей». То есть Одесса внедряет в умы городов СНГ простую мысль: чтобы быть культурным, не обязательно жить в столице. С этого начиналась громкая история фестивальных «провинциальных» городов Европы – Авиньона, Зальцбурга, Канна, Сан-Ремо и ещё доброго десятка европейских культурных столиц. Какие города статут культурными столицами СНГ – зависит от них. Пока вслед за Одессой «Встречи друзей» в 2011 году пожелали провести российский Ульяновск – в сентябре, а в октябре – белорусский Гомель. На 2012 год заявок на новые «Встречи» набралось пока от 9-ти городов стран Содружества. Остальные до Нового года изучают ситуацию и свои возможности.
Антон Самарин, Одесса