Один Folkday в России
Способна ли музыкальная индустрия вернуть России национальную идею? Именно этот вопрос стал главным для участников пресс-конференции в РИА «Новости», приуроченной к открытию в Москве оупен-эйр-фестиваля Folkday. Это никакая не ошибка – именно оупен-эйр и именно в Москве (фестиваль пройдёт в Зелёном театре в Парке Горького). Таким образом организаторы попытались совместить ранее казалось бы несовместимые вещи – традицию музыкальных фестивалей на природе и городскую атмосферу, осуществить синтез урбанистической среды и фольклора.
В фестивале Folkday примут участие известные фолк-рок исполнители не только из России, но и из Белоруссии и Грузии: группы «Калинов мост», «После 11», «Иван Купала», «Оттава Ё» и, разумеется, «Мельница», наконец-то прервавшая творческий отпуск. На этот раз компанию им составят менее известные музыканты – Soulmama, Андрей Кутузов и Алеся Алисиевич.
Участниками пресс-конференции стали хедлайнеры предстоящего концерта – солистка «Мельницы» Наталья (Хелависа) О’Шей, лидер «Калинова моста» Дмитрий Ревякин, Анна Пингина, Наталья Котова из «Ивана Купалы», исполнительный продюсер Folkday Ровшан Вахидов и другие. Однако разговор состоялся не только о предстоящем фестивале, но и о судьбе фолк-музыки, и в целом об индустрии музыки в России.
Главная проблема музыкальной культуры в нашей стране – это, по мнению выступавших, умирание народной музыки и отсутствие поддержки со стороны государства, а также лидеров музыкальной индустрии – звукозаписывающих лейблов, федеральных телеканалов и радиостанций.
Наиболее точно проблему обозначила Хелависа: в отечественной музыкальной индустрии слишком сильно стремление к мейнстриму. Никто не хочет открывать новых исполнителей, выбивающихся из основного потока, вкладываться в их раскрутку. Это трудно, это невыгодно – такова атмосфера. Между тем на радио и телевидении появляются шеренги одинаковых «поющих трусов».
Но почему нужно поддерживать именно фолк-рок-исполнителей? Существует масса иных направлений, на первый взгляд, не менее достойных.
Так сложилось, что именно в фолк-музыке, уверен Ровшан Вахидов, важна роль личности, индивидуальные качества исполнителя. По мнению Хелависы, именно в этом жанре, в отличие от многих других, появляются серьёзные музыкальные произведения и серьёзные тексты. Почему бы им не помочь?
Конечно, фолк-рок – не народная музыка в традиционном её понимании. Но все фолк-исполнители как минимум хорошо с ней знакомы. Та же Наталья Котова занимается собиранием народных песен и сама участвовала в этнографических экспедициях.
В Швейцарии или Ирландии все носятся с национальной музыкой и песенными традициями, а, скажем в Грузии все гости праздника в состоянии дружно спеть традиционную свадебную или застольную песню. В Казани, рассказала Анна Пингина, на местных радиостанциях крутят татарскую музыку, и примеры можно множить. В России же народная музыка практически забыта, а профессиональные исполнители больше напоминают ряженых. По меткому выражению Алексея Иванова из «Ивана Купалы», это такой анимационный фольклор. Но это ещё полбеды.
Достаточно сказать, что из радиостанций федерального масштаба только «Наше Радио» уделяет хоть какое-то внимание фолк-року. Всё это разительно отличает Россию от многих других стран, где национальная музыка и её производные занимают достойное место в ряду других музыкальных направлений, пользуясь поддержкой и государства, и частных продюсеров. Вроде бы грех жаловаться – та же «Мельница» в 2009 году выступала в «Олимпийском», но, по словам Натальи О’Шей, при всём при том во многих регионах России о группе вообще никогда не слышали, а ведь это звёзды жанра. Что уж говорить об остальных.
Смешно говорить, что если все у нас вдруг начнут слушать фолк-музыку, Россия непременно обретёт национальную идею, вернётся к корням. Опыт «медвежьих углов» Европы, как та же Швейцария или Ирландия, сложно применить в России хотя бы потому, что наша музыкальная традиция вовсе не сводится к славянским песнопениям. Достаточно вспомнить о таком грандиозном явлении, как советская музыка – тут и песни военных лет, и советские марши, советская эстрада, многими любимые песни к кинофильмам и мультфильмам, наконец. Всё это тоже традиция, хотя и не столь давняя. Возможно, стоит согласиться с Дмитрием Ревякиным и Анной Пингиной, которые полагают, что нужно просто делать своё дело – сочинять и исполнять хорошую музыку, и достаточно того, что у неё есть своя аудитория?
И всё же кажется, что истина, как часто бывает, где-то посередине. Фолк-исполнители делают действительно неплохую музыку, и хотя бы поэтому она достойна лучшей участи. Именно в этом жанре есть место эксперименту – синтезу новых ритмов и старых напевов. Однако, что ни говори, а народная музыка – ещё и самостоятельная культурная ценность, и слава богу, что она пока не сдана в музей. Во многом – благодаря усилиям российских фолк-музыкантов. Им бы ещё немного помочь.
Александр Рязанцев