Окно из Выборга в Европу
7 августа в Выборге откроется «Окно в Европу» – 19-й фестиваль российского кино. Жанр смотра его организаторы определяют как «прогноз на завтра», а главный конкурс – новых игровых фильмов – имеет дополнительное название «Осенние премьеры». Действительно, выборгский фестиваль «отвечает» за вторую половину кинематографического года, тогда как за первую, более шумную и насыщенную, держит ответ сочинский «Кинотавр».
Бессменный президент выборгского фестиваля киновед Армен Медведев как-то признался: «Много лет назад мы задумывали “Окно в Европу” как фестиваль-кинорынок. Мы – это тогдашнее творческое ядро киносмотра: Савва Кулиш, Микаэл Таривердиев, Марлен Хуциев. Мы рассуждали так: Выборг – российский город на границе с Финляндией. Думали, что будут приезжать гости с Запада и что мы будем им свои фильмы продавать».
Но биржей приграничный фестиваль так и не стал. Процесс раздумий над тем, как продвигать российское кино на Запад, несколько подзатянулся в нашем отечестве. От первоначальной идеи, таким образом, у выборгского фестиваля осталось лишь название – «Окно в Европу», но фестиваль за двадцать (почти) лет жизни крепко стал на ноги и без наплыва зарубежных гостей. «Окно» – фестиваль не пафосный, но важный, нужный и удивительно любимый российскими кинематографистами. Здесь нет даже красной дорожки – этого непременного атрибута фестивальной жизни. Все гости под предводительством мэра города и президента фестиваля идут на открытие пешком, от дверей гостиницы до кинотеатра «Выборг-палас», и это неспешное шествие каждый раз сообщает стартующему киносмотру демократизм, дух профессионального единения. Тут все на виду – ведь старинный Выборг такой маленький. За день много раз встретишь участников фестиваля на старинных мощёных улочках, увидишь их за столиками в многочисленных маленьких кафе. Общий сбор – вечером в кинозале. Ведь прогноз на завтра всех интересует одинаково. Приходить надо заранее, иначе рискуешь остаться без места. За 19 лет фестиваль так приучил выборжан к возможности смотреть новейшее отечественное кино, что аншлаги тут – дело обычное. Есть у выборгской публики и особые любимцы, главный из которых – Станислав Говорухин. Он привозит сюда каждый свой новый фильм и, по-моему, никогда ещё не уезжал без приза зрительских симпатий.
На этот раз в основном конкурсе выборгского фестиваля 14 картин, и едва ли не половина из них – дебюты. Имена молодых режиссёров нам пока мало что говорят, но, кто знает, может быть, именно в Выборге в течение следующей недели зажгутся новые звёзды. Новые фильмы представят в конкурсе Владимир Мирзоев (экранизация пушкинской трагедии «Борис Годунов»), Сергей Говорухин («Земля людей»), Нурбек Эген («Калачи»), Валерий Пендраковский («Ушёл и не вернулся»). Любопытно будет увидеть картину немецкого режиссёра Ахима фон Бориса «Четыре дня в мае» (копродукция России, Украины и Германии), в основе которой – события времён Второй мировой войны. В фильме снялись Алексей Гуськов (он же выступил в качестве сопродюсера), Григорий Добрыгин, Андрей Мерзликин, Мераб Нинидзе. Смотреть картины игрового конкурса и выносить оценки будет жюри под председательством режиссёра и оператора Михаила Аграновича. В судейскую компанию также войдут режиссёр Филипп Янковский, продюсер Евгений Лейн, президент гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен, сценарист Наталья Назарова и молодая актриса Анна Старшенбаум.
Но на выборгском фестивале проходят и ещё два конкурса – документального и анимационного кино. В документальной программе на сей раз заявлено 16 фильмов, лучший из которых выберут члены жюри: режиссёры Виталий Манский и Сергей Дебижев, а также киновед Ирина Изволова. Анимационные картины (18 названий!) будут смотреть и оценивать режиссёры Мария Муат и Валентин Ольшванг, а также детский писатель Тим Собакин.
Важная составляющая выборгского смотра – дискуссии, тематические круглые столы. Никогда они не проходят здесь «для галочки». Приезжают ключевые фигуры отечественного кино, разговор бывает насыщенным, а иногда и горячим, что свидетельствует о попадании в болевые точки. На этот раз будет два таких собрания, одно посвящено более общей, исторической теме «Перестройка в кино. 25 лет спустя – надежды и свершения», а второе – насущной проблеме дня сегодняшнего: «Отечественное кино – новые пути продвижения контента».
Дарья Борисова