EN
 / Главная / Публикации / Международное портфолио ревю – теперь в Москве

Международное портфолио ревю – теперь в Москве

29.08.2011

Фото с сайта Portfolio Review Russia

Сегодня в московском центре современной культуры «Гараж» открывается Международное портфолио ревю. В течение пяти дней посетители центра смогут увидеть работы 185 фотографов из России, Украины и Белоруссии, отобранные международным жюри. В России фотомероприятие такого масштаба проводится впервые. Но, как надеются организаторы, если всё пройдёт успешно, оно может стать регулярным. Точно так же, как в Соединённых Штатах, откуда этот проект родом, и во многих странах Европы.

Помимо «Гаража», мероприятие поддерживают РИА «Новости», фонд «Айрис» Даши Жуковой и знаменитый Fotofest в Хьюстоне.

Портфолио ревю сильно отличается от традиционного формата фотовыставок. Это место встречи фотографов, прошедших конкурс, и ревьюеров – представителей зарубежных фотографических институций  из-за рубежа и России. Таким образом, как известным, так и совершенно никому неведомым фотографам из любого уголка страны организаторы ревю дают шанс заявить о себе, прислав 20 работ по своему выбору (что уже здорово). Ну а дальше, если повезёт, и начать или успешно продолжить карьеру, установив непосредственный контакт со всеми заинтересованными лицами – фоторедакторами ведущих изданий и агентств, музейными работниками, коллекционерами. По словам директора Fotofest’а в Хьюстоне Фредерика Болдвина, портфолио ревю – это место, где встречаются фотографы и новые возможности. И, добавим, встречаются лично.

Уникальность проекта не только в его формате, но и в том, что конкурс впервые прошёл в нашей стране. Во многих странах подобные фестивали-смотры проводятся регулярно ещё с конца 70-х – начала 80-х годов, и вот только теперь этот мировой тренд дошёл до России. Впрочем, хотя формально мероприятие проводилось для российских фотографов, организаторы сделали действительно благородный жест, приняв на конкурс работы, присланные с Украины и из Белоруссии. На прошлой неделе во время телемоста Москва – Хьюстон, посвящённого предстоящему событию, куратор этого проекта и руководитель проекта «В поддержку фотографии в России» Евгений Березнер рассказал, что устроители портфолио ревю в России не могли отказать желающим из соседних стран, откуда пришла масса заявок. Кстати, в отличие от зарубежных аналогов, московское портфолио ревю было бесплатным для участников – ещё один благородный жест организаторов. «Мы не можем заставить людей платить за то, чего они не знают», – заявил Березнер, имея в виду тот факт, что мало кто в России имеет понятие о тех возможностях, которые предоставляют фотографам подобные смотры. А возможность лицом к лицу встретиться с будущим работодателем, представителем модной галереи, коллекционером, имея у себя за спиной авторитет взыскательного жюри, – это очень немало.

Задача устроителей – не просто отбор высокохудожественных работ, не только открытие новых имён. Они хотят большего, надеясь, что выставка в «Гараже» будет иметь серьёзные последствия для всей российской фотографии. В конце концов, они стремятся к созданию полноценного разветвлённого фотографического сообщества, включённого в мировой художественный процесс. Как отметила куратор проекта Ирина Чмырёва, помимо прочего, портфолио ревю даст возможность российским участникам понять, как прокладывать свой путь в искусстве и как устроена международная арт-инфраструктура.

Надо сказать, что фотографы охотно откликнулись на этот призыв – на конкурс было прислано 2396 заявок, а многие, и среди них известные фотохудожники, не смогли принять участие, поскольку попросту не успели в срок прислать свои работы – правила были едины для всех. Впрочем, у них ещё наверняка будет шанс – в случае, если портфолио ревю приживётся в России. «Не закончили» и с теми авторами, кто прислал работы, но не прошёл отбор. Как заявил директор «Гаража» Антон Белов, центр не ограничится только одним показом, организует цикл лекций и выставок с участием широкого круга фотографов.

Выставка работ, отобранных на портфолио ревю, обещает стать интересным событием. Тем более что на конкурс принимались работы самых разных направлений – и репортажной съёмки, и выставочной фотографии. Организаторы уверены, что им удалось открыть несколько доселе совершенно не известных имён, некоторые из них живут в глухой русской провинции. Ещё одним результатом станет выход российской фотографии как самобытного явления на международный уровень – в 2012 году традиционное фотобиеннале в Хьюстоне будет посвящено российской фотографии. Кстати, это будет не первый пример участия фотографов из России в этом биеннале. В 2007 году хороший приём уже встретили в Хьюстоне члены российской арт-группы АЭС+Ф – выставка их работ стала тогда большим событием.

Когда организаторы рассказывали о своём проекте, все они описывали его как уникальную возможность для фотографов из России. Куратор и основоположница (наряду с Фредериком Болдвином) хьюстонского Fotofest’а Венди Вотрисс заявила даже о большой возможности, которую дают Соединённые Штаты другим странам. Вот тут и возникают вопросы. Дело, конечно, не в скрытом культуртрегерстве. Международный портфолио ревю – действительно отличный шанс для многих фотографов из России. Шанс, прежде всего, профессиональный, карьерный, особенно для фоторепортёров. Однако художественная фотография – дело иное. «Интеграция» в мировой фотопроцесс здесь может означать и унификацию, пагубную для настоящего искусства. Кому-то встречи на портфолио ревю откроют широкие перспективы, может быть, даже со временем принесут мировое признание, но не станут ли они для кого-то и концом самобытности? Впрочем, сейчас это только вопрос, повисший в воздухе. Ну пока а всем желающим предстоит оценить работу международного жюри и состояние искусства фотографии в  России. Как заметил Фредерик Болдуин, у нас «очень талантливая страна»…

Борис Серов

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева