EN
 / Главная / Публикации / Прощание с Таганкой

Прощание с Таганкой

29.06.2011

Основатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов принял решение оставить свой театр после скандала, произошедшего 26 июня на гастролях в Чехии.

Тогда актёры накануне открытой репетиции потребовали от Любимова, чтобы он выплатил им положенный гонорар. Речь шла о сумме в 16 тысяч евро, которую дирекция театра утаила от актёров.

По иронии судьбы, последним спектаклем, сыгранным в театре под руководством Любимова, стал «Добрый человек из Сезуана» – именно с этой постановки в 64 году началась любимовская Таганка.

Согласно заявлению, сделанному Юрием Петровичем и его женой Каталиной (служащей в театре заместителем директора), 15 июля он уходит в отпуск, откуда «больше не вернётся».

О том, почему великий режиссёр на старости лет (осенью Любимову исполнится 94 года) вынужден расставаться со своим театром по причине, как сообщается, тривиальной финансовой нечистоплотности, рассуждает его бывший соратник, много лет проработавший на ключевых позициях в Театре...

– В истории мирового театра существует легенда – Театр на Таганке. Ядро этой легенды – Юрий Петрович Любимов.

Театр на Таганке прожил три творческих этапа. Это 64–80 годы, период расцвета Таганки. Все лучшие спектакли Любимова созданы тогда: легендарные «Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Пугачёв», «А зори здесь тихие…», «Гамлет». В «Преступлении и наказании» роль Свидригайлова играл Высоцкий. В кульминационный момент наступала пауза – это была абсолютная вершина драмы и самая лучшая роль Владимира Высоцкого.

Второй период: 80-е годы, смутное время. Отъезд Любимова, приход Эфроса, Губенко, возвращение Юрия Петровича.

Третий – с момента раскола труппы начались похороны театра, которые продолжались до сегодняшнего дня. Актёрский состав, подобранный Юрием Петровичем, напоминал богатую палитру художника, – все краски были к его услугам. Когда краски разложили по двум коробкам, – труппа раскололась, – рисовать не смогли оба художника. И театр закончился.

На судьбу театра напрямую влияли события личной жизни Юрия Любимова.

Легенду Таганки Юрий Любимов создавал вместе с Людмилой Целиковской. Но в 78-м году на гастролях в Венгрии он встретил Каталин Кунц. И эта любовь всей его жизни, рождение в 60 лет сына Пети, перевернула жизнь великого режиссёра. Каталин открыла Любимову свободный мир, простые буржуазные радости достатка, семейного уюта. И Юрий Петрович Любимов, который всегда был расположен к гедонизму, любил и уважал деньги, стал другим человеком. Каталин оказалась тем самым бесом, который искусил Любимова. До встречи с Каталин Любимов умел обуздывать свою алчность. Встретив Каталин, он эту способность утратил.

Как говорили артисты театра, когда впервые увидели Каталин: «У неё в глазах зелёные доллары».

Юрий Петрович стал удивительно расчётлив. Уже после его отъезда, когда Таганка гастролировала в Стокгольме с «Борисом Годуновым», мы пришли к нему в театр – он ставил по приглашению шведов «Мастера и Маргариту». С теми же декорациями Боровского, что и в Москве, с той же музыкой. Но… были другие актёры. И спектакль получался другой. В Москве – шедевр. В Стокгольме – примитивный слепок былого. После спектакля мы пошли к Юрию Петровичу домой – он жил в служебной квартире театра. Он открыл холодильник – там лежала сухая корочка сыра, несколько чайных пакетиков и сухарики. Он экономил на всём!!!! Это была расплата за позднее семейное счастье. Он думал о семье, о маленьком Пете, о Каталин, о себе на старости лет…

Когда говорят, что финансовые махинации в театре – новость, не верьте. Это смешно. Все знали про Катю. Первый подобный скандал случился ещё в 93 году на гастролях в Иерусалиме, когда Любимов уволил директора театра за то, что тот заплатил актёрам гонорар за спектакли.

Представьте, что режиссёр провинциального театра не выдаёт актёрам зарплаты, присваивает себе 16 тысяч евро, – его бы духу не было через час. Но это Любимов! Поэтому с него другой спрос.

Я думаю, что Любимова как режиссёра погубило полнейшее равнодушие государства к театру. Я помню, как Любимов поставил в 90-м году «Самоубийцу» Эрдмана – по сцене таскали портрет Карла Маркса, об него вытирали ноги. Но никто не пришёл ни из ЦК, ни из Моссовета, ни из Минкульта. Никто не требовал остановить спектакль, сделать купюры. Любимов сидел в кабинете печальный. «Я никому не нужен», – сказал он мне тогда. И я понял, что лучший подарок Любимову мог бы сделать Минкульт, если б запретил завтрашнюю утреннюю репетицию. Тогда бы наутро он созвал BBC, Reiter, CNN – и выступил бы с заявлением. Он бы боролся и жил.

Но никто не позвонил, и ничего не запретил. Всем было совершенно всё равно. Государство отвернулось от культуры. И Любимов стал Гобсеком.

Если б государство назначало Любимову оклад в 50 тысяч евро – это копейки, – не было бы этой проблемы крохоборства.

Но ему дали не 50 тысяч, а орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но зачем старику орден? Пообещайте пансион вдове! Таких фигур, как Юрий Петрович, у нас в стране по пальцам можно пересчитать. И государство совершает преступление, когда холодно отворачивается от них.

Яна Жиляева

 

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева