Григорий Ивлиев: Нужно удовлетворить потребности в культуре жителей всей страны
Комментарий председателя Комитета Госдумы по культуре по поводу встречи премьер-министра России Владимира Путина с деятелями кино и театра.
Главными вопросами на прошедшей в пятницу, 29 апреля, встрече Владимира Путина с известными деятелями культуры стали проблемы развития театральной деятельности и кинематографа. Всё это направлено на улучшение культурного климата в стране, создание равноправной культурной среды и развитие единого культурного пространства. Разветвлённая кинотеатральная система позволит вовлечь в культуру большее количество наших сограждан и удовлетворить потребности в культуре жителей всей страны, а не только крупных городов, как это происходит сейчас.
Несмотря на то, что финансирование кинематографа за последние два года увеличилось почти в два раза, существенных проблем в кино это не решило. Что свидетельствует о том, что важно поддерживать не только создание фильмов, но и их продвижение, прокат – привлекать в кинотеатры зрителей всех возрастов и жителей всех городов.
Отсутствие или недостаточная оснащённость кинотеатров в средних и малых городах, сёлах сильно тормозит процесс доведения до зрителя сделанных, в том числе и на государственные деньги, российских фильмов. Именно поэтому сейчас вопрос о строительстве кинотеатров в малых и средних городах стоит особенно остро, о чём говорил Владимир Путин и на последней встрече с деятелями культуры, и в феврале – на заседании совета по кинематографии. Партия «Единая Россия» сейчас реализует проект «Киноклуб», который как раз и позволит решить проблему нехватки кинозалов в провинции. «Киноклуб» – это не только кинотеатр. Это многофункциональное учреждение, где будут реализовываться образовательные и культурные проекты, проводиться выставки современных художников, открываться мультимедийные филиалы крупнейших музеев страны.
По поводу введения единого кинобилета Александр Гордон говорил, что электронный билет не является документом строгой отчётности, и поэтому кинотеатры могут посылать в единый информационный центр искажённую информацию о показе фильмов. Но в касающемся единого электронного билета законопроекте изначально речь шла о том, что документом строгой отчётности является билет, непосредственно продаваемый зрителю. Форму единого билета для всей страны устанавливает Министерство культуры РФ. При этом сразу же было установлено, что эта форма идентична бумажному билету, и передача в центр информации о показе осуществляется в автоматическом режиме.
Порядок отчётности кинотеатров закреплён не в законе, принятом нами почти год назад, а в постановлении правительства. Согласно ему, кинотеатр должен направить отчёт в течение часа. Именно это время и волнует продюсеров, так как они считают, что кинотеатры смогут «подогнать» информацию под себя. Думаю, совместными силами государства, продюсерского и кинотеатрального сообщества нам удастся конструктивно решить эту проблему.
В самом же законе мы зафиксировали, что единая информационная система сведений о показе фильмов станет реальным механизмом защиты авторских прав и позволит в одном месте сосредоточить всю информацию о продаваемых на территории РФ билетах.
Исходя из этого, любой кинотеатр обязан отправлять в единый информационный центр информацию о проданных им кинобилетах – указывать дату, время, название сеанса, фильма, номер прокатного удостоверения, номер или название кинозала, номер ряда, места и, естественно, цену билета. Естественно, мы планировали, что анализ этих данных позволит узнать вкусы и предпочтения российских зрителей, определить, какие фильмы всем нам нужны больше, понять, насколько государственная поддержка тех или иных фильмов была эффективна. А следовательно, сделать механизм распределения средств более прозрачным.
Причина невведения в действие единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС) заключается в том, что до сих пор не приняты нормативные акты, утверждающие, какое программное оборудование и в каком порядке будет использовано при работе с информацией, представляемой этой системой.
Надеюсь, что после того, как вопрос введения единого кинобилета был озвучен на встрече с Владимиром Путиным, бумажная волокита закончится, и ЕАИС заработает. Сейчас, насколько нам известно, необходимые для внедрения ЕАИС документы, подготовленные Минкультуры, находятся на регистрации в Министерстве юстиции РФ. Если дело опять будет затягиваться, мы готовы направить в соответствующие органы парламентский запрос о причинах, по которым не действует закон, принятый год назад.
На встрече Владимира Путина с деятелями культуры Сергей Сельянов и Александр Гордон также задали вопрос о защите авторских прав в Интернете. Хочу сказать, что при Комитете Государственной думы по культуре уже создана рабочая группа, куда входят известные кинопродюсеры и представители интернет-компаний, занимающаяся этим вопросом. Мы также считаем, что развитие и свобода Интернета ни в коем случае не должна нарушать авторские права наших творцов, и все кинофильмы должны распространяться в Сети только легально. Без уважения к интеллектуальной собственности ни о каком развитии информационного общества, на мой взгляд, не может идти и речи!
Проблемам театров Комитет Госдумы по культуре также уделяет много внимания. Я участвовал в дискуссии на театральном форуме, собранном Союзом театральных деятелей России, не так давно мы проводили парламентские слушания по вопросам театральной деятельности. Сотрудничество с театральным сообществом позволило нам внести поправки в 94-й ФЗ, подписанные недавно президентом, и освободить от необходимости проведения конкурса работы по заказу декораций, костюмов, грима, постижерских принадлежностей, реквизита. Эти поправки были просто необходимы для нормальной работы театра. Конечно, сейчас главная проблема, озвученная директорами театров на встрече с Путиным, – это увеличение максимальной суммы, на которую не нужно проводить конкурс. Депутаты Государственной думы РФ уже давно внесли законопроект об увеличении этой суммы со 100 хотя бы до 250 тысяч рублей. Большая часть конкурсов в театрах проходит на работы стоимостью до 250 тысяч рублей, которые с учётом организационных процессов конкурса приводят в итоге не к экономии, а к расходу бюджетных средств и собственного времени, которое могло быть потрачено театрами на творчество. Конечно, крупные театры настаивают на полном выведении театральной деятельности из-под действия 94-го ФЗ (эта позиция и была озвучена на форуме СТД). Но даже повышение максимальной цены государственного или муниципального контракта без проведения конкурса позволит облегчить работу театров, в особенности небольших. В связи с этим предложение Владимира Путина об увеличении этой суммы до 400 тысяч получит поддержку не только деятелей культуры, но и всех мелких и средних предпринимателей нашей страны.
Григорий Ивлиев