Израильский синдром
В объединении «Фотоцентр» на Гоголевском бульваре открылась выставка «Израильский синдром», на которой свои фотографии представили три автора – профессиональный фотограф Александр Тягны-Рядно, телерепортёр Владислав Флярковский и кинооператор Борис Беленкин, проживающий в Израиле и потому на открытие не приехавший.
Часть фотографий расположена на стенах, часть – висит на бельевых верёвках, хаотично протянутых по залу, создавая ощущение узких улочек Иерусалима с развешенным бельём. Изображена такая улочка и на одной из центральных фотографий выставки, которые посетитель видит перед собой сразу при входе. На этой чёрно-белой фотографии Тягны-Рыдно попытался передать душу Старого города, как он её видит, – жару и тени от торговых рядов. Рядом расположены ещё две фотографии – снимок Беленкина из цикла «Праздник огня» и фотография Флярковского «Хамсин».
– Это, конечно, утрированное изображение, обработанное на компьютере, – рассказывает Флярковский, – но хамсин действительно выглядит примерно так. Когда ветер из Аравийской пустыне поднимает в воздух пыль, и она начинает медленно плыть через Иорданию и Израиль, можно в полдень посмотреть на небо – и ничего не увидеть.
Владислав Флярковский, ныне лицо телеканала «Культура», несколько лет работал в Израиле от канала «Вести», но не сделал за это время ни одного снимка. Зато прошлым летом он побывал на XII Конгрессе русской прессы, после которого две недели непрерывно перемещался по стране и фотографировал всё, что видел. В результате было сделано больше 300 снимков, 22 из которых и попали на фотовыставку. По словам Флярковского, этой выставкой авторы надеются «внести свою лепту» в празднование 20-летия восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем.
На одной из, возможно, самых интересных фотографий Флярковского на выставке, носящей название «Козни», Гефсиманский сад запечатлён со стороны горы Скопус, на первом же плане находятся чёрные ветви, как будто оплетающие и разрезающие Иерусалим. «Эти страшные чёрные ветви, грубо говоря, аллегория самого жестокого эпизода арабо-еврейского конфликта – раздела Иерусалима, или войны за Иерусалим, как теперь это часто называют. Этому городу три тысячи лет, и три тысячи лет ему что-то угрожает, поэтому фотография называется “Козни”».
Александр Тягны-Рядно, единственный из трёх участников фотограф по основному роду деятельности, задумал подобную выставку ещё в 2006 году и назвал её «Иерусалимский синдром», в честь реально существующего психического заболевания, порой заставляющего паломников в Иерусалиме вообразить себя мессией. Своими фотографиями Тягня-Рядно хотел показать город, в котором три мировые религии уживаются с современностью. Пожалуй, в наибольшей степени эту мысль передаёт кадр, на котором тарелки спутниковой связи запечатлены на фоне куполов множества храмов, принадлежащих разным ветвям христианства, и мечети. «Суть Иерусалима – в этом конгломерате, в этом смешении всего», – уверен Александр Тягны-Рядно.
По словам директора «Фотоцентра» Валерия Никифорова, выставка «Израильский синдром» – уже четвёртая и, возможно, не последняя в этом году, посвящённая Израилю. «Меня уже полушутя обвиняют, что я стал сионистом и продался евреям», – сказал Никифоров.
Впрочем, с прошлого года директора «Фотоцентра» с Израилем действительно связывают «личные» отношения: впервые побывав в октябре в Иерусалиме и проведя там всего три дня, он успел проникнуться энергетикой этого города, которая была настолько сильна, что однажды, как ему показалось, даже проявилась физически: «В храме Гроба Господня у меня заклинил фотоаппарат – минуты три по нему бежали фиолетовые блики».
– Эта выставка не зря называется «Израильский синдром». Побывав в этой стране, я заболел ей. Заболел в хорошем смысле, – вспоминает Валерий Никифоров.
Выставка продлится до 7 июня.
Дмитрий Ерусалимский, газета «Культура», специально для «Русского мира»