EN
 / Главная / Публикации / День и ночь в музее

День и ночь в музее

17.05.2011

Фото ИТАР-ТАСС

Несмотря на дождь и холодную погоду, «Ночь в музее» в Москве удалась. В ночь с субботы на воскресенье столичные музеи посетило более полумиллиона человек. Акция, в которой на этот раз приняли участие более полутора сотен музеев и галерей, окончательно вошла в моду и приобрела общегородской размах. Чему способствует и политика городских властей: для желающих посетить сразу несколько «площадок» было организовано несколько бесплатных автобусных маршрутов. Забитый машинами центр (в разгар дачного сезона), очереди даже в не самые раскрученные музеи – когда ещё такое увидишь? Не остановил людей даже платный вход в некоторые музеи.

Хотя многие музеи ограничились бесплатным входом и работой до позднего вечера, некоторые постарались привлечь посетителей особой программой. К примеру, российскую премьеру пьесы Захара Прилепина и Кирилла Серебренникова «Отморозки» можно было увидеть на «Винзаводе». Ярко и шумно было неподалёку, в центре дизайна Artplay, где проходил фестиваль аудиовизуальных экспериментов PLUMS Fest.

В традиционно «горячие точки» лучше было и вовсе не соваться. Не пробиться субботним вечером было в Музей Пушкина – очередь буквально «опоясывала» его. Похожую картину можно было наблюдать возле Третьяковки. Не мог пожаловаться на отсутствие посетителей и Исторический музей. Долго мокнуть под дождём пришлось бы и тем, кто желал получить урок индийских танцев в Музее востока. Много народу в Музее советских игровых аппаратов, любимом столичной молодёжью, родившейся уже в 90-х, – для них это модное ретро. Несколько лучше себя чувствовали те, кто решил не выходить на открытый воздух из московского метро – они могли наслаждаться перформансом прямо на платформе станции «Кропоткинская».

Проезжаем ещё одну очередь – на этот раз в Булгаковский дом. 15 мая отмечалось 120-летие Михаила Афанасьевича, однако вряд ли именно это привлекло сюда столько посетителей. Скорее, действительно интересное предложение музея – возможность покататься ночью на трамвае «302-бис» или поехать на автобусную экскурсию «по следам романа “Мастер и Маргарита”».

В пустующий в обычные дни музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки очереди нет, однако внутри не протолкнуться. В основном люди пришли послушать музыку и потанцевать. Весь вечер здесь выступали этнические ансамбли – фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского,  якутский «Айархаан», индийский «Вриндаванн», группа «Африканда»…   А ещё джаз и вечеринка La casa del tango: папа в майке без рукавов и тренировочных штанах пытается танцевать с застенчивой дочерью-подростком танго… Очень по-московски. Однако людей слишком много, и кого-то вкрадчивым экскурсоводам удаётся увлечь и «высоким» – экскурсией по выставке «В поисках жанра. Музыкальный театр Сергея Прокофьева», кстати, действительно интересной.

Можно констатировать, что контакт публики и музеев налажен. «Притирка», когда  сотрудники музеев тревожно смотрели на полночных посетителей, а билетёрши и гардеробщицы видели в них врагов, уже в прошлом. Сейчас билет вам выдадут симпатичные девушки-волонтёрки, экскурсоводы знают свои роли, а проблема с гардеробом состоит в основном в отсутствии мест. Однако феномен «Ночи в музее» ещё предстоит осмыслить.

Что делает эту акцию, придуманную пять лет назад в Берлине, столь популярной у нас? Вероятно, именно сама эта возможность контакта. Не знаю, как музеи, а публика по нему явно истосковалась. Почему люди, за редкими исключениями, не ходят в музеи в обычные дни, но валом валят в один-единственный вечер в году? Готовы отстаивать многочасовые очереди, мокнуть под дождём? Только из-за бесплатных билетов? Вряд ли. Российские музеи – место чопорное и скучноватое: голоса приглушённые, экспозиции не меняются годами, отношение к посетителям формальное. А тут – веселье, музыка, танцы, новые выставки…  Ради этого «Ночь в музее» и задумывалась – схожие трудности «храмы культуры» испытывают и в других странах. Однако всё же пока эффективность акции под вопросом. Ведь конечная задача – привлечь людей не только один раз в году, а создать устойчивый «спрос» на музеи. Куда же исчезает вся эта жизнь, как только рассветёт? За редкими исключениями музеи, как были пустыми, такими и остаются. Тут явный системный сбой. Отечественные музеи по-прежнему уверены, что существуют ради сохранения образцов высокой культуры и просвещения профанов. А публика желает развлечений и согласна прожить без «высокого». И пока этот зазор остаётся, а, судя по тому, что происходит в нашем образовании, с годами он ещё увеличится, традиционные музеи будут пустовать. Как решить эту проблему, судить не берусь. Как сделать музеи ближе к народу, сохранив просветительские функции, от чего отказываться совсем тоже было бы, наверное, неправильно, лучше знают сами музейщики.

«Ночь в музее» хороша уже тем, что даёт представление, чего именно ждут люди, на что готовы «клюнуть» – словом, где находится искомая точка контакта. Да и о самой публике музеи, вероятно, узнают много нового, а значит, ищут именно свою «целевую группу». Ну а впереди – День музеев, и это ещё одна возможность людям и музеям «примериться» друг к другу.

Александр Рязанцев

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева