EN
 / Главная / Публикации / Самая-самая тихая застава

Самая-самая тихая застава

28.07.2011

Название «Артек» прочно ассоциируется с детьми: ведь так именуется самый знаменитый у нас в прошлом – пионерский лагерь, ныне – Международный детский центр. Поэтому то, что именно в «Артеке» укоренился международный детский кинофестиваль, кажется очень правильным. И, конечно же, нужным. Нужным, ибо разговоры о катастрофическом состоянии кинематографа, адресованного детям, как в нашей стране, так и на Украине, уже набили оскомину, а воз и ныне там – детских фильмов практически не снимают. И это при таком богатейшем прошлом детского кинематографа в бывшем СССР! Ведь творения наших замечательных киносказочников – Александра Роу и Александра Птушко, Леонида Нечаева и Бориса Рыцарева – не уступят в мастерстве, изобретательности, увлекательности лучшим образцам их зарубежных коллег.

В этом году в «Артеке» прошёл XIX Кинофестиваль «Алые паруса в Артеке». Порядковый номер говорит о том, что у этого детского фестиваля также богатое прошлое. Его организаторы – некоммерческое партнёрство пропаганды детского киноискусства «Киногром» и Международный детский центр «Артек». Там работают люди, которые не просто говорят о необходимости поддержки кинематографа для детей. Они дело делают. Реальное, конкретное дело, которое ныне, когда собирать фестивальные программы становится всё труднее, приобретает оттенок некоего подвижничества.

На итоговой фестивальной пресс-конференции в «Артеке» журналисты задали президентам фестиваля – народному артисту СССР Василию Лановому и народной артистке Украины Ольге Сумской – вопрос: «А почему в программе нет ни одной украинской картины?» На что Ольга Сумская честно и без прикрас описала удручающую ситуацию с детским кино на Украине – ещё более тревожную, чем в России. Василий Лановой, в свою очередь, сказал, что если в России дело так дальше пойдёт, как сейчас, то придётся организовывать в «Артеке» ретроспективные программы классики фильмов для детей и юношества (они, конечно же, и так присутствуют на фестивале). И может сложиться такая ситуация, что ретроспективы полностью заменят конкурс! Или что конкурсная программа в один «прекрасный» год будет целиком состоять из зарубежных лент.

Уже сейчас в конкурсе фестиваля присутствуют картины, которые никак нельзя назвать детскими. Например, победивший в этом году фильм «Тихая застава» режиссёра Сергея Маховикова – военная драма, основанная на реальных событиях, о нападении афганских и таджикских боевиков на пограничную заставу в Таджикистане, охраняемую российскими военными, – рассчитан больше на взрослую аудиторию, в крайнем случае, на детей старшего возраста.  Тем не менее решением детского жюри этот фильм был признан «Самым-самым фильмом» (так звучит формулировка главного приза  международного детского кинофестиваля «Алые паруса в Артеке»), а исполнитель главной роли Андрей Чадов назван «Лучшим актёром кинофестиваля». Дети сумели оценить эту картину, хотя смотреть её, особенно малышам, было непросто.

То же можно сказать и о другой конкурсной ленте – польском фильме «Венеция» режиссёра Яна Якуба Кольского, получившем приз в номинации «Самый мудрый фильм». Думается, что целевая аудитория этой драматической истории о войне и детстве (действие происходит летом 1939 года) более взрослая, во всяком случае, не менее 12-летнего возраста. Хотя тот факт, что детское жюри – как Большое, состоящее из всех детей, отдыхающих в фестивальную смену, так и Малое, в состав которого входят избранные представители артековских лагерей, – подавляющим большинством голосов оценило эти фильмы, говорит о необходимости показывать на фестивале разное кино, как для ребят постарше, так и для малышей.

И такие фильмы организаторам удалось залучить в конкурсную программу, например, сказки «Волшебное серебро» (Норвегия) и «В поисках Санта Лапуса» (Канада). Норвежскую картину дети оценили как «Самый добрый фильм», а канадскую – как «Самый увлекательный фильм». «Лучшей девочкой-актрисой кинофестиваля» стала Анна Патокина, исполнительница главной роли в фильме «Последняя игра в куклы» – это дебют в игровом кино документалиста Георгия Негашева, снятый по сценарию безвременно ушедшей из жизни Надежды Кожушаной, известной своими сценариями фильмов «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко, «Нога» Никиты Тягунова, «Прорва» Ивана Дыховичного. «Лучшим мальчиком-актёром кинофестиваля» признан Адриан Гренневиг за роль в фильме «Крепыш» (Норвегия). А вот номинация «Лучшая актриса кинофестиваля» в этом году не присуждалась.

Был учреждён и специальный приз имени Исаака Магитона, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного работника культуры АР Крым, обладателя знака МДЦ «Артек» «За честь и достоинство», бессменного советника Малого детского жюри кинофестиваля на протяжении 17 лет. Первым обладателем почётной награды «За честное служение кинематографу, за благородство и преданность профессии» стала заслуженная артистка России Наталья Гвоздикова.

Традиционно гости фестиваля –  Василий Лановой, Станислав Говорухин, Раиса Недашковская, Ольга Сумская, Нонна Гришаева, Марина Голуб, Александр Носик,  Сергей Маховиков, Елена Кондулайнен, Сергей Баталов,  Наталья Гвоздикова, Андрей Чернышов,  Евгения Бордзиловская,  Руслана Писанка (и не только они) – провели для ребят 59 мастер-классов и 9 творческих встреч.

И в заключение рассказа о детском кинофестивале «Алые паруса в Артеке» и разговора о состоянии у нас кинематографа для детей хотелось бы привести одну пространную цитату: «И постоянно то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далёкого и неизбежного будущего… Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого  они являются единственной реальностью будущего, что они – фермент, витамин в организме общества. Уничтожьте этот витамин, и общество загниёт, начнётся социальная цинга, ослабеют мышцы, глаза потеряют зоркость, вывалятся зубы. Никакое государство не может развиваться без науки – его уничтожат соседи. Без искусств и общей культуры государство теряет способность к самокритике, принимается поощрять ошибочные тенденции, начинает ежесекундно порождать лицемеров и подонков, развивает в гражданах потребительство и самонадеянность и, в конце концов, опять-таки становится жертвой более благоразумных соседей».

Это отрывок из романа братьев Стругацких «Трудно быть Богом», рассуждения благородного дона Руматы, прогрессора-землянина Антона. Рассуждения, вызванные иным поводом, однако же очень подходящие к данной ситуации. Вот есть такие ситуации, когда действительно выгодно поддерживать заведомо невыгодное дело. Например, детское кино. В счёт будущего.

Светлана Харитонова,
газета «Культура», специально для «Русского мира»

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева