EN
 / Главная / Публикации / 500 тысяч неспящих

500 тысяч неспящих

18.05.2011

В канун Всемирного дня музеев в России прошла ставшая уже привычной для публики «Ночь музеев». В Москве, несмотря на не майскую прохладу, холодный дождь и очередной полуночный телефинал «Евровидения», столичные музеи, выставочные залы и импровизированные экспозиции посетило более 500 тысяч человек. В московских ночных музейных акциях приняло участие более 100 учреждений культуры. Причём в этом году к акции присоединились и Музеи Кремля, и ГМИИ имени А.С. Пушкина. Желание на следующий день рассказать в блоге, свидетелем какого перформанса ты стал, инсталляции каких современных художников увидел или какое классическое произведение живописи прочувствовал, перевешивают и непогоду, и огромные очереди, занявшие практически весь центр Москвы в «Ночь музеев». Корреспонденты «Культуры» провели эту ночь наравне с простыми посетителями.

Легенды прошлого века

Для того чтобы зафиксировать успех введённой несколько лет назад в столице акции, официальной статистики уже не нужно. Достаточно на следующий день (или даже в эту самую ночь) зайти в Интернет и увидеть, что «Ночь музеев» – самая популярная тема блогов, поисковиков и новостных лент. Ходить в музеи ночью в мае стало действительно модно. А целевая аудитория любых модных веяний, конечно, молодёжь, которая и составляла большую часть любой музейной очереди.

По числу людей, ждущих входа на заветные музейные площади, можно было составлять рейтинги самых популярных в Москве музеев. В первых строках – музеи современного искусства, Галерея Шилова и… Музей ГУЛАГа. Последний, как говорили сами желающие попасть в музей, очень активно «раскручивали» накануне в Интернете. Интерес молодёжи к истории страшных советских 30–50-х, конечно, похвален. Само пространство Музея ГУЛАГа, его уникальная экспозиция, выставочные проекты вечером под музыку Баха и Шостаковича представляли абсолютно незабываемое зрелище. Единственное, что мешало полностью прочувствовать атмосферу той страшной эпохи, – опять же слишком большое число людей, далеко не все из которых подготовлены к встрече с историей своей страны. 

О том же историческом периоде рассказывали и в знаменитом Доме на набережной, куда в обычные дни попасть довольно сложно (музей работает только по средам и субботам для небольших экскурсионных групп). В музейную ночь народу было предостаточно. По стандартной для таких домов советской квартире бродили люди разных возрастов. Молодые парочки разглядывали списки жителей дома – участников Великой Отечественной войны. Люди старшего возраста откуда-то достали старый патефон и решили показать молодёжи этот раритет. Впрочем, кроме списков жителей этого знаменитого дома и экспонатов типа старых книг, патефона или советской печати, музею похвастаться нечем. Легенды и загадки великого и ужасного дома уместились в двух комнатах, абсолютно не передающих всех этих легенд и загадок, а напоминающих, скорее, провинциальный краеведческий музей. Так что в данном случае «Ночь музеев» была очень полезна, ибо бесплатно, без долгих ожиданий и записей на экскурсии можно было проникнуть в тот самый Дом на набережной.

Троянская утка 

Вход в Московский музей современного искусства даже в тёмное время суток был виден издалека. Огромная металлическая утка, почему-то напоминающая троянского коня, служила ориентиром для постоянно прибывающих молодых людей. Люди стояли по всей Петровке и покорно ждали, когда же их пустят к современному искусству. Радостные лица уже прошедших в музей людей отражали не только моментное счастье, но и некоторое замешательство. В залах ММСИ то и дело раздавались возгласы: «О, и я так могу», – так аудитория «Ночи музеев» встречала образцы современного искусства. К третьему этажу, где представлена ретроспектива известного фотохудожника Майкла Кена, возгласы прекращались, и молодые люди уже задумчиво рассматривали волшебные снимки. Тем временем во дворе музея проходил концерт экспериментальной электронной музыки: современное искусство порабощало все органы чувств…

«Винзавод» подготовил насыщенную и разноплановую программу, сумев угодить вкусу самых притязательных посетителей. В его галереях были представлены различные направления современного искусства – от классических выставок фото и живописи до технических перформансов. В малом зале галереи Fotoloft гостей ждал приятный сюрприз – фотографии светской хроники легенд Голливуда середины XX века. Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Одри Хепберн, Шон Коннери, Клинт Иствуд, Лайза Миннелли, Марлон Брандо, Вивьен Ли, Элвис Пресли, Альфред Хичкок предстали перед публикой вне сцены и съёмочной площадки. В галерее «Проун» удивляли необычным выставочным проектом «Стенка на стенку», который представлял собой экспозицию настенных декоративных панелей и перегородок конца XIX – начала XX века.  Небывалый ажиотаж вызвал проект Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина «С нами BUG!» (галерея XL). Классики отечественного киберпанка представили зрителям свой взгляд на дальнейшее развитие политического кризиса в стране. Они также предложили гостям написать послание на «Белом доме». Можно было отправить sms с текстом и увидеть его на изображении фасада здания правительства. «Вечер вернисажей» «Винзавода» разбавила официальная премьера в России спектакля Мастерской Кирилла Серебренникова «Отморозки». А в цехе Красного состоялась комикс-вечеринка «Ночь в комиксах» в рамках Х Международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия», гости которой до полуночи наслаждались мультфильмами и комиксами. 

Благодаря такому разнообразию экспозиций, представленных на разных площадках, «Винзаводу» удалось избежать самой главной проблемы «Ночи музеев» – изматывающих очередей. Его посетители смогли позволить себе небывалую в такую ночь роскошь: спокойно и непринужденно передвигаться из галереи в галерею, попивая вино и обсуждая тенденции современного искусства. В остальных же музеях встречи с искусством давались нелегко.
Популярность акции «Ночь музеев» в этом году зашкалила. И это кажется странным, так как многие столичные музеи сейчас работают до восьми-девяти часов вечера. Билет туда стоит самое большее 200 рублей. Это может позволить себе каждый. Но в обычные дни музеи отданы столичной публикой на откуп гостям города. «Moscow never sleeps» – как бы подтверждая слова знаменитой в столичных клубах песни, модная московская публика становится в длинные музейные очереди. Только раз в году. 

Возвращение «Самсона»

В Санкт-Петербурге музейная ночь перенесена на неделю. Власти столицы Северной, подчёркивая свою отличительность от столицы официальной, собрались «подверстать» массовое ночное паломничество на объекты, хранящие культурно-историческое наследие, ко Дню города, который, опять-таки в традициях Северной Пальмиры, будут отмечать в грядущие выходные преимущественно ночью. Благо, они теперь, как известно, белые.

Главным культурным событием Петербурга стало возвращение «Самсона». За свою почти 280-летнюю историю центральная скульптурная группа знаменитых фонтанов Петергофа переживает третье рождение: 16 апреля этого года после реставрации «Самсон» вернулся на своё место в Большом каскаде. Переезд «Самсона» из реставрационных мастерских на Васильевском острове в Петергоф стал настоящим общегородским праздником. Его везли на открытой платформе по специально разработанному маршруту, и для этого по маршруту следования даже перекрывали городские улицы. 

Дорога в Петергоф для «Самсона» началась со двора мастерских на 18-й линии Васильевского острова. Прохожие выстраивались вдоль тротуаров, чтобы сфотографировать огромную золочёную статую, плавно двигавшуюся по прямым линиям острова. Первая остановка была на Невском проспекте, на площади Островского – позади Екатерининского садика, перед Александринским театром. Там в честь «Самсона» прошёл общегородской митинг, на котором выступали губернатор Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, глава Комитета по государственному использованию и охране памятников Вера Дементьева, генеральный директор Музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. В течение часа горожане могли подробно рассмотреть скульптуру, поговорить с реставраторами. А затем «Самсон» продолжил свой путь до Петергофа.

По первоначальному замыслу, в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Но при строительстве Геракла заменили на Самсона, разрывающего пасть льва: скорее всего, это произошло в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, которая была одержана в день Сампсония-странноприимца, а лев стал символом побеждённой в Северной войне Швеции – именно этот символ был на гербе страны.  Фонтан установили в 1735 году, статую отлил из свинца Карл-Бартоломео Растрелли. Но к 1801 году скульптура пришла в негодность, и её заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма Козловского. Именно она была утрачена во время Великой Отечественной войны: по одним данным, в 1941 году «Самсон» был спешно демонтирован, вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути их грузовик попал под обстрел, и все участники акции погибли, поэтому место с захоронением статуи Самсона остаётся неизвестно. По другим данным, статую распилили и спрятали гитлеровцы. Восстановленный по фотографиям «Самсон» был открыт 14 сентября 1947 года – тогда его, кстати, тоже провозили по улицам Ленинграда. А в конце декабря прошлого, 2010 года статую снова демонтировали и отправили на реставрацию. В ходе нынешней реставрации специалисты покрыли «Самсона» двойным слоем позолоты, чтобы увеличить срок службы золотого покрытия, которое подвергается и механическому воздействию воды, и влиянию погодных условий. Всего на главную фигуру Петергофа ушло около килограмма сусального золота. За время отсутствия «Самсона» реставраторы отремонтировали постамент на Большом каскаде в Петергофе, укрепили фундамент, переложили кладку. Ведь скульптуре приходится выдерживать серьезное давление: водяная струя, которая вырывается из глотки льва, бьет на 20 метров в высоту. Первого мая начался новый сезон в Петергофском парке, фонтаны уже работают, хотя официальная церемония открытия состоится лишь в конце месяца. 

Сиреневое счастье Ивановки

«В пятый раз, говорите, “Ночь музеев” в Москве проходит? А вот у нас она уже двадцать первая, так и запишите!» – так начал разговор со мной Александр Ермаков, основатель и директор Ивановки, Музея-усадьбы Сергея Рахманинова, что в юго-восточном уголке Тамбовской области. И рассказал, как уговорил – хотя и не без труда – спеть в ночном концерте великую Ирину Архипову, которая к подобной новации поначалу отнеслась с подозрением. Впрочем, в Ивановку из губернского центра, что называется, ехать и ехать – расстояние почти такое же, как от Москвы до Твери. И люди приехали (тоже не ближний свет) из Волгограда, Воронежа, Саратова, Пензы, Рязани, Липецка. И, разумеется, из самого Тамбова, где ни о каких «ночах в музее» пока что и не слыхивали.

И ведь не скажешь, что спроса на культурные новинки в городе нет: давным-давно, к примеру, проданы все билеты на пятый уже по счёту театральный Фестиваль имени Н.Х. Рыбакова, на который приезжают труппы со всей страны. Но практически безлюдно было в субботний день в залах областного художественного музея. А между тем его полотна – в первую очередь, портретные галереи именитых владельцев помещичьих усадеб – могли бы стать главными «действующими лицами» многих оригинальных программ. Было бы желание. А пока руководство музея бездействует, «музейный вечер» столичным журналистам устроила симпатичная смотрительница Эльмира Шамильевна, которая хоть и уроженка Баку, но о картинах русских мастеров, в первую очередь Рокотова, похоже, знает больше, чем иной дипломированный искусствовед. В краеведческом музее вроде бы ничего против «Ночи в музее» не имеют. Директор, Андрей Чиликин, признаёт: музею есть, что показать публике. Но, как говорится, против объективных трудностей не попрёшь: в здании в стиле зрелого сталинского «ампира», в котором раньше размещались Дом офицеров и Дом политпросвещения, заканчивается ремонт. Только в начале июня открывается первая часть постоянной экспозиции – «Легенды и предания Тамбовского края». Так что есть надежда, что «музейные ночи» в музее на Державинской со временем станут не хуже прочих. А пока любителей острых ночных музейных ощущений и чудес просят пожаловать в Ивановку.

Насчёт чудес – это вполне всерьёз. Чем не чудо – куст сирени за памятником Рахманинову, на который привиты цветы трёх разных сортов. Особо недоверчивые даже любопытствуют – не пришиты, не приклеены ли? Вообще, к сирени в Ивановке отношение совершенно особое, как и у самого Рахманинова – не зря именно ей посвящен один из лучших его романсов. В Ивановку композитор приезжал на протяжении четверти века, с 1891-го по 1917 год, приезжал как раз в то время, когда в парке расцветала сирень. И опять-таки ей посвящены музейные новинки: «тематическая» выставка трех жостовских мастериц. На знаменитых подносах сирень – достаточно редкий гость, выставки «Мое счастье в сирени живет» и «Сирень в жизни Сергея Рахманинова». Рояль для донецкой пианистки Ирины Мельниковой был специально установлен прямо у сиреневого куста. И завершила «музейную ночь» «сиреневая прогулка» по усадебным аллеям – было уже почти три часа ночи... Не первый год идут споры о том, платным или бесплатным должен быть вход на ночные музейные программы. В Ивановке – а люди, при начале «музейной ночи» в восемь, начали собираться уже после полудня – каждый был волен выбирать: нет возможности платить, так проходи бесплатно. Но весьма показательно, что только платных билетов по сотне рублей – все вырученные средства пойдут в не отличающийся толщиной кошелек музея-заповедника – было востребовано ни много ни мало 1252. И посмотреть-послушать в нынешнем году было что – хотя и подпортил в нынешнем году «сиреневую феерию» внезапно подоспевший дождь. «А что? Мы люди, привычные ко всему», – отшучивались потом актеры Балашовского молодежного театра, сыгравшие в усадебных аллеях «Женитьбу Фигаро». Но и без знаменитой комедии Бомарше у пришедших глаза разбегались. Блеснули мастерством студентка РАТИ певица Мария Ворожейкина и студент Балашовского музыкального училиша пианист Алексей Кузнецов. «Виртуозничали» на двух саксофонах джазисты. На поляне услаждал «почтенную публику» приехавший из Латвии камерный хор «Тавола». И только одна замечательная мастерица не видела и не слышала театрально-музыкальных чудес – до глубокой ночи стояла очередь на мастер-класс к Марине Волченковой: неспроста шитые бисером иконы считаются одним из символов Тамбовской земли. А на пруду гремела огненная феерия, которую устроили Михаил Громов и тамбовский «Театр огня». И самое удивительное, что никто из виртуозов, приехавших с разных концов бывшего СССР за свой собственный счет, не заикнулся о гонораре. Неужто дело только в «сиреневой» магии Ивановки?

Между властью и обывателем

В канун Всемирного дня музеев директорам крупнейших и известнейших в России «виновников торжества» предоставилась возможность пообщаться во время телемоста Москва – Санкт-Петербург – Томск на тему «Музеи России. Между властью и обывателями». Можно было предположить, что директора расскажут о том, что можно будет увидеть и куда стоит пойти в этот праздничный день. Но деятели культуры не скатились до банальной саморекламы. Разговор оказался куда серьёзнее пафосно-праздничного совещания. Конференция была посвящена обсуждению вопросов и проблем, связанных с музеями в современной России и мире. 

– Музей – институция нашей памяти, и он сохраняет консервативную – по-хорошему консервативную! – функцию сохранения наследия. Но сейчас у музеев появляется и другая функция – они становятся культурными центрами, – считает директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. 

А генеральный директор Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Наталья Григорьева свой музей назвала «культурообразующим предприятием» – по аналогии с градообразующим. 

– Музеи надо хранить от всего – от мышей и ветра до приватизации, – сказал президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, назвавший музеи главными хранителями культуры и самыми демократичными и, как ни удивительно, динамичными учреждениями страны.

Пиотровский посчитал нужным бороться и с непониманием общества, что такое музей: «Людям нужно объяснять, что музеи – это не склад. Иначе появляются, с одной стороны, нападки на музеи, с другой – легкомысленное к ним отношение».

– Люди не понимают, что такое музей, ведь они видят лишь верхушку айсберга, – поддержала Пиотровского Ирина Лебедева. Для того чтобы исправить ситуацию, музеям необходимо внимание как снизу, так и сверху. В том числе «финансовое внимание», считает директор Третьяковской галереи.

– Власть с обывателям солидарна в том, что за непонятные, с первого взгляда, произведения нецелесообразно отдавать большие деньги. А настоящее искусство стоит дорого. И если на него не будет денег, российские музеи не вернутся на лидерские позиции в мире, которые они занимали, – считает художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов.

Поддержку передачи культурного наследия из поколения в поколение Пиотровский назвал одной из двух главных задач государства, наряду с обеспечением безопасности граждан. А существующая сегодня десятилетняя программа развития музеев, с точки зрения Пиотровского, «никуда не годится», поскольку составлена людьми, не понимающими тонкости музейного дела.

Начальник Департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин сказал, что, хотя у музеев и остаётся много проблем, власти работают над их решением. Посещаемость же, с его точки зрения, зависит исключительно от усилий самих музеев, а не помощи сверху.

Мария Токмашева, Людмила Филоненко, Георгий Осипов, Наталья Шкуренок, Дмитрий Ерусалимский

Сенатор Александр Торшин поздравляет работников российских музеев с профессиональным праздником

Поздравление с Днём музеев председателя Комитета Государственной думы по культуре Григория Ивлиева

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева