EN
 / Главная / Публикации / Елецкие страсти с африканским оттенком

Елецкие страсти с африканским оттенком

27.04.2011

Африканский танцор Дональд, по кличке П-9, растворился в привокзальной ночи Ельца. И стало немного тревожно. Поскольку в полночь в России выходец из страны с витиеватым названием «Берег Слоновой Кости», или Кот-Д’Ивуар фактически незаметен.

Представители городского департамента культуры слегка заволновались.

– Не потеряется, – говорю. – У вас тут таких немного…

– Да мы понимаем, что не потеряется, – как-то грустно констатировали дамы, – а жаль…

Балет французского проекта «Рандеву с Африкой», название которого, собственно, по-французски звучит куда романтичнее русского перевода, объявился в Ельце не случайно. Ну, право, не такая страна еще Россия, чтобы в ее пусть и европейской, но провинциальной части вот так запросто появлялся на гастролях балетный коллектив, состоящий из танцовщиков Кот-Д’Ивуара. Не играет же за местный липецкий футбольный «Металлург» соплеменник танцоров Дидье Дрогба.

«Свидание» липчан и жителей Ельца с труппой французского хореографа Эрве Куби состоялось благодаря поддержке Фонда социально-культурных инициатив, которым руководит супруга президента Светлана Медведева.

Во время последнего фестиваля русской культуры на Лазурном берегу – в августе прошлого года – к представителям фонда обратился мэр Канн. Он представил русским гостям Эрве Куби, который тогда готовил «Рандеву с Африкой». Проект очень понравился, хотя, конечно, до конца никто не понимал, какой эффект выступление африканского балета произведет на российскую публику. Тем более в регионах России…

Проект французского хореографа прост, как все талантливое в мире. Не только балета, но и искусства в целом. Суть его в том, что в результате кастинга семь африканских танцоров из Кот-Д’Ивуара получают вид на жительство во Франции на время действия проекта. Живут и репетируют в танцевальной студии крохотного городка Бриф под Тулузой. И гастролируют по французской провинции, организуя «Свидание с Африкой».

Назвать постановку Куби танцевальной в чистом виде невозможно. Это синтез классического балета, этнотанца, драматургии, основанной на документальных монологах участников. Они просто рассказывают о том, откуда они приехали. И все! Но главное – как…

– Представьте себе, что вы сели в Москве в самолет и прилетели в Абиджан. Это столица Кот-Д’Ивуара, – так звучит вступительное слово хореографа к каждому спектаклю.

Мэтр Куби в Россию не приехал – заболел. И труппой верховодил его главный помощник Гийом Габриэль. Симпатичный молодой француз слегка застенчиво анонсировал русской публике то, что им предстояло увидеть.

– Так вот, мы прилетаем в Абиджан и видим местные машины. Во Франции на них уже нельзя ездить – мы, французы их «убили» и продали в Кот-Д’Ивуара. И теперь здесь это – такси. Называются они Воро-Воро. Каждое из которых имеет свое имя. Нас с вами ждет такси под названием «Не люблю лицемерия». Едем мы не в район, поскольку названий улиц в Абиджане нет. Мы говорим таксисту: «15-й километр, пожалуйста»…

… – Меня зовут Анита, я живу в Абиджане, в районе Йопугон… – красавица-негритянка говорит по-французски, а перевод появляется на экране. Когда этот монолог будет повторен в финале, уже не нужно будет читать слова. Уже комок подступит, когда услышишь: Я купила в России много красивых нарядов для подружек. Они очень секси! А мадам Диало я привезла пакетики для льда. В нашем районе мы все ходим к мадам, потому что у нее есть холодильник. А в пятницу мы с подругами пойдем на Улицу Принцесс. И будем танцевать…

Собственно, не моя профессия – оценивать профессиональные достоинства и разбирать отточеность па африканских танцоров. Смысл не в этом.

Мне повезло провести с танцорами сутки их гастрольной жизни, которые начались в фойе Липецкого государственного академического драматического театра имени Льва Толстого, где африканцы назначили Липецку «Свидание с Африкой».

Гийом признается мне уже в Москве, по дороге в Домодедово, что очень волновался, как русская провинция воспримет спектакль. Первые два выступления прошли в Москве – в Доме офицеров и клубе ФСБ. Африканская страсть, казалось, подтопила лед восприятия. Но чем нынче удивишь Москву?! Россия – родина слонов! Даже если в гости пожаловали с настоящего Берега Слоновой Кости.

Руководитель знаменитого липецкого коллектива «Казаки России» Леонид Милованов после «Свидания с Африкой» не удержался – в роскошном евро-костюме вышел перед ивуарийцами в импровизированный круг и зашелся в присядке. Мол, знай наших. А хореография Куби включала движения из африканских плясок, которые, конечно, не калька казачьего танца. Но…темнокожие танцоры отчаянно аплодировали казацкому атаману…А спустя буквально сутки в Ельце, кажется, уже сымпровизируют русские фольклорные движения. И русские па органично вольются в африканский танец…

…Французская постановка очень проста в решениях. Пространство как бы составляет закрытый белый куб, на фоне которого и происходит рандеву. К слову сказать, елецкие организаторы сбились с ног, но достали к представлению трубы 7,5 метров длины, неразрезные, чтобы подготовить декорации, которые французы возят по миру в обычном чемодане на колесах.

Актеры выходят в зал, зрителей приглашают танцевать. С публикой говорят, публику очаровывают. А когда темнокожие парни и девушки, по задумке постановщика, бесхитростно снимают с себя аляповатые одежды цивилизации, в которые африканцы обычно рядятся в холодной Европе, и остаются в гимнастических купальниках, зал, что уж скрывать, испытывает сексуальный шок. Настолько совершенны и привлекательны эти явившиеся на свидание.

В них нет манерной худобы профессиональных балетных, но нет и синтетики культуристов. К рампе вышли просто люди, которыми хочется любоваться. А мужикам русским (включая меня) – стыдиться…

Африканцы по-детски любопытны. Хотя понять в музее художника Жукова, чем именно иллюстратор книги Бориса Полевого и руководитель студии Грекова, получивший право от Сталина рисовать на Нюренбергском процессе, вошел во всемирную историю живописи, было нелегко. Впрочем, что такое война, танцоры знают лучше нас – в Кот-Д’Ивуаре война реальная идет прямо сейчас.

Быть может, ничего нет страшного в том, что Ленин с центральной площади Ельца стал для них лишь фоном к памятной фотокарточке, а бронзовый Бунин, присевший понаблюдать за Ельцом – симпатичным белым дядей. Ну не читали они «Темные аллеи»! Ведь они тоже были на первом свидании с Россией. Кто же знает все при первом свидании. Тогда и свидание теряет смысл.

Зато дети из танцевальных коллективов елецких хореографических студий – и классической, балетной, и студии народного танца – не нуждались в переводчике и дополнительных комментариях.

Растрогало, когда, уже после изнурительного представления, труппа нашла в себе силы и с великим интересом следила за маленькими танцорами, явившимися показать афро-французам свои номера. А мэтр Гийом протянул русской учительнице только что полученный от зрителей букет: «Вы занимаетесь святым делом… Поверьте мне, это великое дело – учить детей». Дежурно? Банально? Может, и так… Но – трогает. А ведь это – главное на первом свидании.

И, быть может, жаль, что на привокзальной площади танцор Дональд, который исчез в ночи, потому что вспомнил, что он не сказал «Спасиба» шоферу «Газели», все же успел к поезду.

Впрочем, как мне показалось, Липецк и Елец и так не забудут свое «Рандеву с Африкой».

Андрей Морозов

 

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева