EN
 / Главная / Публикации / У провинции – российское лицо

У провинции – российское лицо

14.07.2010

Фотофестиваль «Углич – лицо российской провинции» прошёл на минувшей неделе уже в четвёртый раз. В 2007-м всё начиналось очень скромно: собрались три десятка человек, да и тема задана им была весьма привычная – пейзаж. С каждым годом количество участников – «народный телеграф» делал своё дело – росло, и в нынешнем году достигло почти двухсот, причём виртуозы фотодела приезжают не только из России, но и многих европейских стран. Что даёт вполне законное основание считать его одним из самых больших социальных проектов подобного формата: фотографы на четыре дня погружаются в атмосферу активных фотопутешествий и общаются с крупными мастерами отечественной и зарубежной фотографии.

Фестиваль венчает блицконкурс, на который все участники должны представить жюри «story» из 12 фотографий. Жюри нынешнего фестиваля – темой его стали черты советской действительности в облике старинного Углича – возглавила известный фотохудожник, глава столичной Школы визуальных искусств Наталья Ударцева.

Весьма показательно, что все заседания жюри всегда проходят в открытом режиме, выполнять их может каждый из участников, которых, как беззлобно шутят горожане, легко узнать по охрипшим голосам и красным от бессонницы глазам.

Впрочем, это по преимуществу формальная сторона угличской фотофиесты. Однако есть у внешне вроде бы чисто «тусовочного» мероприятия и такие живые черты, какие ни в какие пресловутые «объективки» не втиснешь. Скажем, в одном из самых престижных залов города в рамках фестиваля открылась фотовыставка «Люди и лошади». Тема вроде бы далеко не новая, но...

Находящийся в одной из окрестных деревень музей «Другой мир», основанный двумя «вернувшимися к истокам» петербуржцами Дарьей Чужой и Александром Галуновым, в культурном «спектре» Углича весьма заметен. Минувшей весной очередной его составной частью стал Музей рабочей лошади. Все экспонаты (в количестве девяти), ставшие героями выставки, – живые, и жизни некоторых из них едва не окончились на бойне: одну лошадь забраковали ветеринары, у другой внезапно умер хозяин... На вернисаже собрали довольно солидную сумму на выкуп лошадей, которым и сегодня угрожает нож мясника. «Если хоть одну мы спасли, так, выходит, не зря мы тут собрались», – очень серьёзно сказал мне один из «кудесников объектива».

И всё-таки – почему именно Углич? С одной стороны, всё понятно – один из самых древних и красивых русских городов, по которому тем не менее жёстоко прошлась своим катком советская эпоха. С другой – сделала своё дело продуманная культурная политика муниципальной администрации. Например, тех же музеев в Угличе и в соседнем Мышкине больше, чем в иных крупных губернских городах.

Но дело, конечно, не только в этом. Те, кто вынес на слоган фестиваля слова о лице русской провинции, отлично поняли, что в малых городах живут неторопливее, спокойнее, подробнее, чем в столицах. Здесь куда различимее и понятнее каждый отдельный человек с его заботами и бедами. Человек этот может находиться в обстановке, которую нормальной никак не назовёшь, – всех потрясла созданная учениками Школы визуальных искусств фотосерия, снятая в психоневрологической больнице близ Углича. Здесь, кажется, само время течёт медленнее, а его река не так быстро, как больших городах, уносит с улиц черты былых времён – от «серпочков-молоточков» на фасадах зданий и пьедесталах до «букетов» из алюминиевых ложек-вилок в столовке вполне советского вида и вкуса. Словом, классическая уходящая натура: снимай – не хочу. И снимают, постепенно создавая основу для, несомненно, грядущего превосходного музея провинциальной фотографии.

Но – не только снимают. «Я буквально через час после приезда поняла, что из этого города люди на работу в Москву не ездят, – сказала мне об Угличе очень известная московская журналистка, лауреат многих и многих зарубежных и отечественных фотопремий. – Здесь не толкаются, не огрызаются, не хамят. А в транспорте обращаются не на "женщина-мужчина", а – не поверите! – "матушка"...  Да только ради этого сюда стоит приезжать!»

Иные критически хмыкнут – лирика. А где дело? «Дело» прозвучало в словах г-жи Ударцевой, сказанных на закрытии фестиваля: «Я вполне серьёзно полагаю, что Углич со временем может стать своего рода российским аналогом французского города Перпиньяна, где регулярно собирается мировая фотоэлита. Конечно, и Перпиньян, и Москва далеко не сразу строились. Но все необходимые задатки здесь имеются».

Словом, фотофестиваль – один из символов выхода симпатичного волжского городка на более высокие культурные «орбиты». Кто бы мог представить себе в Угличе ещё несколько лет назад выставку живописи народного артиста СССР Владимира Васильева? В ближайшую субботу в самом центре города открывается трёхзальный киноцентр «Россия», оборудованный, как принято говорить, «по последнему слову». Отчего бы в будущем не «привязать» к нему, скажем, некий небольшой кинофестиваль, посвящённый уездным сюжетам российской жизни? Связь с фотофестивалем просматривалась бы в этом случае, как говорится, невооружённым глазом. А сам город вполне мог бы стать центром изучения самого феномена отечественной провинциальной культуры.

Мечтать, впрочем, не возбраняется никому. А в России, по меткому замечанию классика, жить надобно долго...

Георгий Осипов

Смотрите фотоальбом «Фотофестиваль "Углич – лицо российской провинции"»

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева