EN
 / Главная / Публикации / Киево-Печерская лавра. Спаси и сохрани

Киево-Печерская лавра. Спаси и сохрани

Светлана Сметанина03.04.2023

Киево-Печерская лавра. Фото: Falin / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0.jpg

Почти 1000-летняя история одной из важнейших православных святынь – Киево-Печерской лавры – помнит немало трагических страниц. Лавру разоряли вражеские набеги, пытались захватить униаты, закрывали светские власти. И каждый раз спустя какое-то время обитель возрождалась.

Датой основания лавры считается 1051 год. Но гораздо раньше на гористом, заросшем дремучим лесом берегу Днепра появилась первая пещера, которую выкопал для уединённых молитв священник из села Берестовое под Киевом Иларион. Великий князь Ярослав, правивший в то время в Киевской Руси, очень любил благочестивого священника, часто советовался с ним. А в 1051 году князь назначил Илариона – первого русского – митрополитом Киевским. Это был поистине революционный шаг для того времени: до этого митрополиты на Русь назначались из Византии и были исключительно греками.

Но не только этим назначением Иларион вошёл в историю Русской православной церкви. Он был и священником, и писателем, и философом. Его самое известное произведение на религиозную тему называется «Слово о Законе и Благодати». И в своё время оно было очень популярно на Руси – известно около 50 его списков XV – XVI веков. В «Слове…» Иларион прославляет Русское государство и его князей, подчёркивая важную роль Руси в мировой истории и Божий промысел в принятии Русью именно православия – восточного христианства в противовес западному.

Но и пещера Илариона не осталась заброшенной – в ней поселился монах Антоний, которому жизнь в киевских монастырях пришлась не по нраву. Вскоре к нему присоединился монах Феодосий из Курска, а потом ещё несколько последователей. Когда их число возросло до апостольского – 12, они начали строить себе кельи и церковь. Примечательно, что Антоний не захотел становиться главой обители, а выкопал для себя новую пещеру. Сын князя Ярослава – Изяслав – дал разрешение монахам использовать для своих нужд всю гору над пещерами. Возникший монастырь получил название Печерский (от древнерусского печера – пещера). Его первым настоятелем стал курский монах Феодосий. Так на Руси появился первый монастырь, основанный не «сверху» богатыми верующими, а «снизу» – самими монахами, своим благочестием и суровой подвижнической жизнью привлёкшими значительные пожертвования на строительство монастыря.

Набеги и разрушение

Спустя всего лишь несколько десятков лет после своего основания Печерский монастырь переживает набег и разграбление отрядами половцев. Но уже в 1108 году он восстанавливается, появляются каменные постройки – трапезная и церковь.

Практически весь XII век обитель то и дело переживает нашествия захватчиков. Ну а самое трагическое разорение монастыря происходит в 1240 году – знаменитое нашествие хана Батыя, взявшего Киев, разграбившего столицу древнерусского государства и вырезавшего большинство её жителей. Те монахи, которые не смогли убежать, погибли в жестокой резне. Казалось, история Печерского монастыря подошла к завершению… Но нет, спустя сто лет он возобновляет свою деятельность. Хотя набеги степняков будут повторяться ещё не раз.

Раскол

Нежданная беда пришла с другой стороны – от прежних единоверцев. В 1596 году ряд епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви заключают Брестскую унию – соглашение о принятии католического вероучения и переходу в подчинение к римскому папе. В результате в Киевской митрополии произошёл раскол на униатов (грекокатоликов) и противников подчинения Римско-католической церкви. Поскольку на тот момент эти земли входили в состав Речи Посполитой, власти поддержали униатов, а православные верующие перешли на положение нелегальной и гонимой конфессии. Вражда между униатами и православными оказалась долгой и временами кровавой.

Не обошла эта распря и Киево-Печерский монастырь. Униаты планировали забрать его себе, но тогдашний настоятель обители Никифор Тур выступил резко против киевских епископов, объединившихся с католиками. Архимандрит вооружил своих монахов, а также крестьян монастырских земель и это «войско» сумело дважды отбить попытки униатов захватить монастырь.

Печерский монастырь на рисунке Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г.

Процветание

Только переход киевских земель под власть Российского государства положил конец дискриминации православия в этих краях. Именно с этого времени начинается расцвет монастыря и его становление как Киево-Печерской лавры. Всем известный сегодня вид обители складывается в XVIII – XIX веках. При Петре Первом вокруг лавры были выстроены мощные каменные укрепления. А в 1731 – 1745 году была построена Великая лаврская колокольня, на 150 лет ставшая главной архитектурной доминантой Киева. В XIX веке в состав лавры входило шесть монастырей.

В. Верещагин. Великая церковь Киево-Печерской лавры, 1905 г.

Советское время и война

Ещё одна зловещая параллель с сегодняшним временем: в 1924 году пришедшие к власти большевики создают на Украине так называемую обновленческую церковь. И эта вновь созданная структура принимает решение о переходе Киево-Печерской лавры в ведение Всеукраинского Священного синода. Ну а в 1926 году властями принимается решение о создании историко-культурного заповедника на территории лавры. Монахов выселяют, многие позднее будут расстреляны.

Но ещё более страшный урон нанесли обители фашисты, оккупировавшие Киев с сентября 1941 по 1943 год. В лавре был организован полицейский участок, где фашистами было убито более 500 местных жителей. А 3 ноября 1941 года был взорван главный соборный храм лавры – Успенский собор. Перед этим нацисты организовали вывоз ценностей храма. Чтобы скрыть следы разграбления, а также в целях уничтожения национальных святынь покорённых народов и был произведён подрыв храма. Причём педантичные немцы зафиксировали этот варварский акт на киноплёнке, которая позднее стала одним из доказательств культурного геноцида на Нюрнбергском процессе.

Закрытие и Куренёвская трагедия

В освобождённый от фашистов монастырь стали возвращаться монахи, а советские власти им в этом не препятствовали: отношения государства и церкви в эти годы наладились. Но такая вольница продолжалась недолго. Во времена Хрущёва начинаются новые гонения на православную церковь. В марте 1961 года, власти принимают решение о закрытии лавры под предлогом ремонтно-реставрационных работ. Это происходит 10 марта. А 13 марта в Киеве происходит страшная катастрофа, получившая название Куренёвской трагедии. В Бабьем Яре, куда долгое время свозились отходы производства с местных кирпичных заводов, прорвало дамбу, и грязевой поток высотой более десяти метров ринулся вниз к Подолу, сметая всё на своём пути. По официальным данным погибли около 145 человек, хотя по городу ползли слухи, что жертв гораздо больше. Местные жители связали два этих происшествия воедино – закрытие лавры и роковой прорыв дамбы…

Возрождение и вновь раскол

В 1988 году в Советском Союзе широко праздновалось 1000-летие Крещения Руси. В честь этого события Совет министров Украинской ССР передаёт вновь созданной монашеской общине Дальние пещеры. В 1990 году лавра внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А в августе 2000 года был торжественно открыт восстановленный Успенский собор.

Казалось, все чёрные страницы истории монастыря остались в прошлом. Но сегодня перед братией лавры вновь стоит тяжкий выбор: или перейти в раскольническую Православную церковь Украины, или же быть изгнанными из Киево-Печерской лавры украинскими властями.

Настоятель Киево-Печерской лавры Павел уже находится под домашним арестом, каждый день в лавру приходят верующие на совместную молитву, которая может стать последней, а сторонники ПЦУ издеваются над ними, включая громкую музыку и оскорбляя верующих…

Но последнее слово всегда за Богом. А Киево-Печерская лавра, как известно, третий удел Богородицы на земле.

Также по теме

Новые публикации

С 19 по 22 мая в Бишкеке (Киргизия) при поддержке фонда «Русский мир» проходит культурно-просветительский проект «Посвящение Елене Образцовой». Исполнительный директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова рассказала, какие мероприятия ждут поклонников великой певицы и оперного искусства в целом.
В Российском духовно-культурном православном центре (РДКПЦ) на набережной Бранли открылась фотовыставка «Маяки России», собравшая десятки изображений из самых разных регионов страны. В Музее маячной службы, единственном маячном музее России, «Русскому миру» рассказали об особенностях российских маяков и интересе к этой теме у россиян и иностранцев.
История запутана или запутанна? Девушка воспитана или воспитанна? Дети избалованы или избалованны? Подобные вопросы возникают нередко при выборе одной или двух н в суффиксе. Что поможет не ошибиться в написании?
В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
Цветаева